Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе / JFK (1991)

Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе / JFK (1991): постерПолнометражный фильм (номинация на «Оскар»).

Другие названия: «Дж.Ф.К.» / «ДжФК» (варианты перевода названия), «Проект Икс» / «Операция Икс» / «Project X» (США: рабочее название).

Франция, США.

Продолжительность 189 минут (режиссёрская версия – 209 минут).

Режиссёр Оливер Стоун («Золотой глобус» и номинация на «Оскар»).

Авторы сценария Оливер Стоун, Закари Склар (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус») по книгам Джима Гаррисона и Джима Маррса.

Композитор Джон Уильямс (номинация на «Оскар»).

Оператор Роберт Ричардсон (премия «Оскар»).

Премию «Оскар» также получили Джо Хатшинг, Пьетро Скалиа (монтаж).

На премию «Оскар» также выдвигались: Майкл Минклер, Грегг Лэндэкер, Тод Э. Мэйтлэнд (звук).

Жанр: драма, исторический фильм, триллер

Краткое содержание
Джим Гаррисон (Кевин Костнер, номинация на «Золотой глобус»), окружной прокурор Нового Орлеана, принимает решение, сочтя неубедительными выводы комиссии Уоррена, о начале расследования убийства Джона Фицджеральда Кеннеди, совершённого 22-го ноября 1963-го в Далласе. Несмотря на чинимые препятствия, ему удаётся установить, что имел место заговор с целью физического устранения Президента США, и привлечь в качестве обвиняемого банкира Клея Шоу (Томми Ли Джонс, номинация на «Оскар»). Собранные командой Гаррисона улики представляются неопровержимыми — но какой вердикт вынесут присяжные заседатели?

Также в ролях: Сисси Спейсек (Лиз Гаррисон), Майкл Рукер (Билл Бруссард), Джо Пеши (Дэвид Ферри), Гэри Олдмен (Ли Харви Освальд), Джей Сандерс (Лу Айвон), Лори Меткалф (Сьюзи Кокс), Шон Стоун (Джаспер Гаррисон), Кевин Бейкон (Уилли О’Киф), Брайан Дойл-Мюррэй (Джек Руби), Джек Леммон (детектив Джек Мартин), Эдвард Аснер (детектив Гай Баннистер), Дональд Сазерленд («Икс»), Джон Кэнди (адвокат Дин Эндрюс), Салли Кёркленд (Роуз Черами), Пруитт Тэйлор Винс (Ли Бауэрс), Тони Плана (Карлос Брингуэр), Томас Милиан (Леопольдо), Джим Гаррисон (верховный судья США Эрл Уоррен), Винсент Д’Онофрио (Билл Ньюман), Уэйн Найт (Нума Бартел), Беата Позняк (Марина Освальд), Уолтер Маттау (сенатор Расселл Б. Лонг), Уэйн Типпит (агент ФБР Фрэнк), Дейл Дай (генерал «Игрек»), в эпизодах Мартин Шин (озв., рассказчик-повествователь, без указания в титрах), Лолита Давидович (Беверли Оливер, в режиссёрской версии).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.07.2015

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе / JFK (1991): кадр из фильма
Информация к размышлению

Джим Гаррисон всё-таки не создал прецедент – не первым из тех, кто, дождавшись киноадаптации собственной книги (точнее, переноса на экран событий, непосредственным участником которых являлся и которые затем изложил в жанре документальной прозы), исполнил не просто знаковую эпизодическую роль, а изобразил бывшего антагониста. В данном случае – верховного судью США Эрла Уоррена, возглавлявшего комиссию по расследованию громкого преступления (преступления века, по мнению большинства американцев) и обнародовавшего выводы, не отличающиеся убедительностью и скорее порождающие новые вопросы, нежели дающие долгожданные ответы. Но, право слово, сложно не заметить, сколько негодования сумел вложить в образ бывший прокурор… И раз уж зашла речь о знаменательных стечениях обстоятельств, вспомним, что первый (опубликованный в 1970-м) труд Гаррисона, посвящённый расправе над Кеннеди, получил название «Наследие камня», в оригинале – «A Heritage of Stone». Если б выдающийся режиссёр не встретился случайно с Эллен Рэй в Гаване, куда прибыл на Латиноамериканский кинофестиваль, и не получил бы в подарок экземпляр книги «По следу убийц» /1988/1, он всё равно, думается, обратился бы к благодатной теме рано или поздно. В большинстве постановок (от «Взвода» /1986/ до музыкально-биографической ленты «Дорз» /1991/) Стоуну как никакому другому голливудскому мастеру удавалось удивительно много поведать о себе, о личных исканиях и заблуждениях, о своём поколении, при этом – не уходя в исповедальный кинематограф. Наоборот, всякий раз обращаясь к событиям, оказавшим огромное влияние на течение новейшей истории, так или иначе затронувшим судьбы многих.

Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе / JFK (1991): кадр из фильма
Железные доводы

Стоун называл в качестве источников вдохновения «Расёмон» /1950/ и особенно «Дзету» /1969/ (тем более что Коста-Гаврас также обратился к невымышленному происшествию и категорически настаивал на верности предложенной трактовки), но фильм «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе» постепенно сам приобрёл репутацию эталона политического детектива. Затеянная отдельными представителями заокеанской прессы ещё в период съёмок кампания жёсткой критики (травли?) создателей кинопроизведения, равно как и злорадные комментарии слабых коммерческих показателей картины на старте, вызвали противоположный эффект. Оливер не только с удовлетворением констатировал спровоцированный общественный2 и художественный резонанс, но и заслуженно гордится тем, что внёс лепту в раскрытие тайны – во всяком случае никто не подвергает сомнению связь между показом ленты в декабре 1991-го конгрессменам и принятием в следующем году резолюции, предписывающий предать гласности (с некоторыми ограничениями) документы по делу Дж.Ф.К. Когда говорят о силе искусства, чаще подразумевают косвенное, опосредованное воздействие на чувства и мысли людей, – но тем ценнее такого рода исключения!

Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе / JFK (1991): кадр из фильма
Тревожная весть

Стоун и Закари Склар (между прочим, признанный журналист сотрудничал, начиная с 1987-го года, с самим Гаррисоном, помогая выстроить рукопись по законам детектива), по сути, лишь отталкиваются от конкретных фактов. В том смысле, что личность предполагаемого убийцы (или, что вероятнее, убийц) менее важна, чем установление всех причастных к конкретному заговору, от которых ниточки тянутся к другим, влиятельным персонам. Джим в пух и прах разносит на процессе версию о свихнувшемся одиночке коммунистических воззрений, доказывая, что Ли Харви Освальд, человек с неоднозначной биографией, арестованный по горячим следам и оперативно ликвидированный (само собой, такой же самостоятельной, ни с кем не связанной личностью, Джеком Руби), был использован втёмную – послужил идеальным козлом отпущения. В свете обнародованных доводов представляются крайне сомнительными стержневые технические детали, на которых зиждется заключение комиссии Уоррена: количество совершённых выстрелов, теория «волшебной пули» и т.д. А череда смертей, включая внезапное самоубийство (якобы самоубийство) Дэвида Ферри, выразившего готовность дать показания, с очевидностью изобличает попытки организаторов злодеяния замести следы. Но это – поверхностный слой. Лишь первый уровень, на котором обвинитель потерпел фиаско, – с принципиальной оговоркой, что Большое жюри согласилось с тем, что заговор имел место, однако вынужденно признало, что степень вины конкретно Клея Шоу осталась неустановленной. Загадочный информатор, назвавшийся «Икс», не просто старается воодушевить Гаррисона на продолжение расследования ради рядовых граждан, в большинстве тянущихся к правде, но в первую очередь позволяет ему лучше понять контекст и, как следствие, задаёт верное направление поисков. Тренируемые ЦРУ кубинские эмигранты, жаждущие реванша за позорное поражение в заливе Свиней, члены организованных преступных группировок, недовольные резко возросшей активностью правоохранительных органов, непримиримые расисты, возмущённые негритянским движением за гражданские права, политические экстремисты и т.д. на поверку покажутся несмышлёными младенцами. «Пешками» в руках магнатов военно-промышленного комплекса, выступивших главными, с позволения сказать, бенефициарами (выгодоприобретателями) операции, которые не могли допустить миллиардных убытков в связи с готовившимся выводом войск из Вьетнама и снижением накала «холодной войны». Того, что потянуло бы за собой резкое сокращение ассигнований на нужды армии, спецслужб, профильных научных коллективов, а следовательно, найти соучастников – им не представляло никакого труда. Вслед за прокурором-правдоискателем авторы стремятся дойти до самой сути, подводя нас к выводу о том, что свершился государственный переворот – свершился на глазах у всего мира, мало кем замеченный и осмысленный. Оливер Стоун покоряет высочайшим мастерством режиссуры, а работа с актёрами, в том числе знаменитыми (от Кевина Костнера до Джо Пеши и Джона Кэнди, больше известных по кинокомедиям и представших в неожиданных амплуа), заслуживает особых похвал. Однако сильнее всего на сеансе поражает поначалу смутная, но постепенно крепнущая догадка о том, что, исследуя прошлое, кинематографист невольно предсказал будущее, обрисовав в общих чертах механизм другой, ещё более дерзкой акции, спланированной и осуществлённой в Нью-Йорке – в прямом эфире – спустя примерно десятилетие после премьеры.

.

__________
1 – Послужила основой для картины наряду с бестселлером «Перекрёстный огонь: заговор, который убил Кеннеди» /1989/ журналиста Джим Маррса.
2 – Да и общемировые кассовые сборы в итоге составили $205,4 млн., позволив покрыть солидные производственные затраты ($40 млн.).

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Бернар Жан-Жак. У каждого своя правда // Видео-Асс Премьер. – 1991, № 6. – С. 6-7.
Bahiana Ana Maria. «Золотому глобусу» – 50 лет // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 19. – С. 5-7.
В сердце бури // Экран. – 1993, № 3. – С. 25.
Цыркун Нина. J.F.K. Сквозь очки Кевина Костнера // Видео-Асс PREMIERE. – 1993, № 10. – С. 17, 24.

Материалы о фильме (только тексты) 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+