Не валяй дурака… / Ne valyay duraka (1997)
Другие названия: «Не валяй дурака…» / «Don’t Play the Fool…» (международное англоязычное название).
Россия.
Продолжительность 97 минут.
Режиссёр Валерий Чиков.
Автор сценария Валерий Чиков.
Композитор Константин Шевелёв.
Оператор Тимур Зельма.
Жанр: приключенческий фильм, комедия, криминальный фильм, драма, детектив
Краткое содержание
Филимон Фомич Селиванов (Михаил Евдокимов), кузнец деревни Красный Серп Архангельской области, не верит своему счастью, вытащив багром из реки проплывавшую мимо металлическую бочку со спиртом. Его лучший друг, мозговитый конторщик Пашка Гусь (Сергей Агапитов, озв. Александр Рыжков), подсчитывает, что это соответствует примерно 970 бутылкам водки. Естественно, находку утаить не получается — и односельчане мигом сбегаются на гулянье.
Также в ролях: Ольга Остроумова (Полина Селиванова), Григорий Сиятвинда (Василий Селиванов), Валерий Золотухин (Иван Таратайкин), Татьяна Кравченко (Зинаида Таратайкина), Лев Дуров (дед Степан), Юрий Оленников (Петя Хорьков), Анастасия Заволокина (доярка Клава), Александр Пятков («Кутузов»), Сергей Рубеко (капитан ФСБ, мнимый «телемастер»), Владимир Кашпур (генерал ФСБ Иван Данилович), Андрей Николаев («Стёпа»), Кевин Макгиар (Дэн Вудли), Валерий Чиков (житель деревни Хомутово), Алексей Золотницкий (рассказчик-повествователь, озв.).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 20.02.2023
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Лев Фуриков, заслуженно считавшийся одним из ведущих в Советском Союзе (и позже, в Российской Федерации) специалистов по киностатистике и прогнозированию посещаемости фильмов, отвечая на вопрос киноведа Виктора Матизена1, есть ли у нас «зрительские» режиссёры, кроме Владимира Меньшова, назвал всего два имени: Анатолий Эйрамджан и Александр Полынников. Высказывание прозвучало резковато, поскольку оба деятеля «лихих девяностых» обладали, мягко говоря, далеко не безупречной репутацией: их ленты, действительно привлекавшие некоторое внимание публики, ценились всё-таки невысоко – воспринимались даже широкой аудиторией откровенно проходной продукцией. Но, пожалуй, ещё досаднее, что Лев Борисович не вспомнил про достижения Валерия Чикова, а ведь картина «Не валяй дурака…» стала громким событием, особенно после того, как была показана на телеканале «ТВ Центр» 1-го января того же, 1998-го года. Не побоюсь утверждать, что фильм получил статус по-настоящему народной комедии вслед за фарсом «Ширли-мырли» /1995/ – только в сельском варианте, не в городском. Сложно судить, окупились ли производственные затраты (судя по всему, солидные), но имидж, сформировавшийся в том числе благодаря экранным образам простого, свойского мужика, немало помог Михаилу Евдокимову на политической арене.
Валерий, окончивший ВКСР (сценарную мастерскую Будимира Метальникова) при Леониде Брежневе, получил возможность осуществить самостоятельные постановки ещё в разгар «перестройки», однако судьбоносным для него стал творческий союз с популярным эстрадным артистом, сложившийся после развала СССР. Из трёх их совместных проектов именно второй удался лучше всего. Сказу «Про бизнесмена Фому» /1993/, на мой взгляд, помешало стремление авторов всенепременно высказаться на злобу дня, а в роуд-муви «Не послать ли нам… гонца?» /1998/ сантименты перевесили юмор, элементы социальной критики же смотрелись не слишком убедительно и органично. Разумеется, ни в коем случае не следует обманываться на предмет достоверности поведанной истории. О том, как обстояли дела в деревне после торжественного провозглашения капиталистического строя, исчерпывающе поведали документалисты, от Виктора Косаковского в «Беловых» /1992/ до Сергея Дворцевого в душераздирающем «Хлебном дне» /1998/. Нужно быть очень наивным человеком, чтобы поверить, что Русский Север разруха обошла стороной. В ничем не примечательном населённом пункте Красный Серп, которому местный «глашатай демократии» (председатель сельсовета Петюня Хорьков) предлагает вернуть историческое наименование – Миндюкино, по-прежнему функционирует сельскохозяйственное предприятие, у жителей нет материальных трудностей и т.д. Это же из области фантастики! Но… создатели ленты в общем-то и не настаивали на причислении себя к пламенным реалистам.
Всё встанет на свои места, если провести параллель между картиной «Не валяй дурака…» и немеркнущими кинопроизведениями Ивана Пырьева, причём выдержанная Чиковым мера условности покажется в чём-то даже более высокой, чем в работах классика (между прочим, подвергнутых тогда огульному разгрому). Инцидент с вылавливанием из реки бочки со спиртом кузнецом Филимоном Фомичом Селивановым мог бы послужить основой для анекдота, растянутого на полтора часа экранного времени. Режиссёр-сценарист искренне старается извлечь из ситуации максимум смешного, подтрунивая над соотечественниками, не знающими удержу в раздолье и веселье: сгоревший сарай и приговор суда за злостное хулиганство – не самая страшная расплата из возможных. Диалоги искрят репризами, а из замечательно сработавшегося актёрского ансамбля хочется выделить Сергея Агапитова, получившего редкостный шанс прославиться, но, к сожалению, почившего в бозе 24-го августа 1996-го. Вместе с тем Валерий не просто демонстрирует безукоризненное чувство меры. С иронией пройдясь по извечной мечте масс о халяве (пусть и не такой масштабной, как у Меньшова), он деликатно взывает к согражданам: прекращайте валять дурака и верить во всякую несуразицу. Если Норман Джуисон хлёстко высмеял параноидальные страхи американцев, ударяющихся в панику, едва заслышав клич «Русские идут! Русские идут!», то в России – противоположная крайность: тайно заброшенную на подводной лодке из США диверсионно-разведывательную группу встретят с таким радушием, что супостаты и сами будут не рады. Кроме разве что Дэна Вудли, внезапно узнавшего о существовании внука Васи (дебютная роль Григория Сиятвинды). Хорошо ещё, что хотя бы конторщик Пашка Гусь помнит о данной Ильичом характеристике политики как концентрированного выражения экономики… Нахлебавшись мнимой дармовщины вдосталь, страна начала медленно приходить в себя.
.
__________
1 – Матизен, В. Лев Фуриков: «Кинорежиссура как вид самоубийства» // Искусство кино. – 1998, № 12. – С. 110.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Антоненко Елена. Парижский фестиваль кино: тринадцатый – счастливый… // Видео-Асс Известия. – 1998, № 37 (02). – С. 161.
Антоненко Елена. Онфлер: европейская столица русского кино // Видео-Асс Известия. – 1998, № 37 (02). – С. 100-101.
Немилосердова Наталья. В роще моей поёт соловей… // Видео-Асс Известия. – 1998, № 37 (02). – С. 140.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий