Планета обезьян / Planet of the Apes (1968)
Другие названия: «Обезьянья планета» / «Планета обезьян» / «Monkey Planet».
США.
Продолжительность 112 минут.
Режиссёр Франклин Дж. Шеффнер.
Авторы сценария Майкл Уилсон, Род Серлинг по роману Пьера Буля.
Композитор Джерри Голдсмит (номинация на «Оскар»).
Оператор Леон Шамрой.
Жанр: приключенческий фильм, детектив, научная фантастика
Краткое содержание
Астронавты Джордж Тейлор (Чарлтон Хестон), Джон Лэндон (Роберт Ганнер) и Додж (Джефф Бертон) пробуждаются из состояния анабиоза в тот момент, когда космический корабль приводняется на неизвестной планете. Обнаружив, что четвёртый член экипажа, лейтенант Стюарт (Дайенн Стэнли, без указания в титрах), мертва и что аппарат тонет, они в экстренном порядке выбираются на поверхность. Что представляет собой планета, на которой оказались посланники Земли?
Также в ролях: Родди МакДауэлл (Корнелиус), Ким Хантер (Зира), Морис Иванс (доктор Зайус), Джеймс Уайтмор (президент Ассамблеи), Джеймс Дейли (Гонориус), Линда Харрисон (Нова), Лу Уогнер (Люциус), Вудроу Парфри (Максимус), Бак Карталян (Джулиус).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 14.07.2014
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Роман Пьера Буля, в оригинале – «La Planète des singes», был впервые (стараниями американского издательства Vanguard Press, в переводе Ксэна Филдинга) опубликован на английском языке в июне 1963-го под названием «Planet of the Apes», однако на следующий год вышел из печати в Великобритании под заголовком «Monkey Planet». Словосочетание несёт двоякий смысл, означая одновременно «Обезьянья планета» – и «Кривляющаяся планета» или (грубее) «Дурачащаяся планета», что, пожалуй, больше соответствует основным идеям литературного произведения. В экранизации1 сатирический, не лишённый элементов «чёрного юмора» аспект первоисточника задействован, пожалуй, в меньшей степени, а внесённые изменения (в частности, в фильме общество разумных приматов остаётся сравнительно неразвитым в научно-техническом отношении) позволили не только сэкономить на производственных расходах, но и придать поведанной истории несколько иной пафос. Не то чтобы кинематографисты совсем прошли мимо возможности провести параллели между порядками, с изумлением постигаемыми чужаком, и ведомыми всем реалиями. Майкл Уилсон, нанятый доработать первую версию сценария, написанную Родом Серлингом, хлёстко изобличил судилище, устроенное в стенах Ассамблеи над учёными-шимпанзе Корнелиусом и Зирой, прозрачно намекнув на достопамятные процессы периода маккартистской «охоты на ведьм», о которых, будучи внесённым в «чёрный список», знал не понаслышке. А ироничный совет Джорджа Люциусу не доверять никому старше тридцати лет, разумеется, служит отсылкой к протестным молодёжным течениям, достигшим пика как раз в 1968-м году. Однако шокирующая, особенно если не придать значения ряду странных деталей (от того обстоятельства, что обезьяны общаются на языке, понятном астронавту, до знакомых очертаний на карте Запретной Зоны), развязка с истошным воплем пришлеца оставляет по завершении сеанса совершенно с другими мыслями и ощущениями, чем после прочтения книги.
«Планета обезьян», принёсшая заслуженное признание Франклину Дж. Шеффнеру (между прочим, его кандидатуру порекомендовал Чарлтон Хестон, высоко оценивший опыт сотрудничества на «Властелине войны» /1965/), вышла в широкий кинопрокат2 почти синхронно с «2001: Космической Одиссеей» /1968/, провоцируя зрителей и критиков на сравнение двух выдающихся образчиков экранных антиутопий. В обоих случаях речь идёт о гипотетических путях человечества – и существующих глобальных угрозах, но если у Стэнли Кубрика и Артура К. Кларка атомная война выступала лишь одним из вероятных объяснений таинственных событий, то Тейлор, узрев жалкий обломок Статуи Свободы, не сомневается: безумцы взорвали бомбы. Жуткая картина, когда одичавшие представители вида homo sapiens, утратившие навыки мыслить и даже говорить, оказывается следствием глобальной катастрофы, сравнимой с катаклизмом, смётшим с лица Земли динозавров, которая разразилась по вине человека. Те, к кому Чарльз Дарвин возводил наших предков, заняли господствующее положение – и устраивают массовую охоту, истребляя бесполезных двуногих животных или же отлавливая отдельных особей для зоопарков и проведения медицинских опытов. Вместе с тем творческая полемика режиссёров (судя по всему, незапланированная, возникшая помимо их воли) выходит за рамки данного, всё-таки частного обстоятельства. Если Кубрик раскрылся убеждённым и последовательным приверженцем формационной теории развития общества, в первую очередь связываемой с учением Карла Маркса и Фридриха Энгельса, доказывая неумолимость научно-технического прогресса и биологической эволюции, то Шеффнер обнаруживает родство цивилизационному подходу, предложенному Освальдом Шпенглером и Арнольдом Тойнби. Достаточно помнить уроки Истории (от падения Римской империи до заката Европы), и предположение о расцвете новой культуры – культуры обезьян – не покажется таким уж невероятным. Это можно было бы счесть пораженчеством – признанием бесполезности наивных попыток изменить естественный ход вещей и призывом смириться с неизбежным старением и угасанием людского рода, если б не душераздирающий финал, всё-таки оставляющий надежду. Почти как у Стэнли Крамера, завершившего антиядерную картину «На берегу» /1959/ прямым воззванием ко всем нам: «Ещё не поздно, братья!»
.
__________
1 – Между прочим, продюсер Артур П. Джекобс приобрёл права очень оперативно, почти сразу после написания.
2 – И снискала огромный успех, собрав (при бюджете чуть менее $5,8 млн.) $32,6 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Ханютин Юрий. Предупреждение из будущего // Видео-АСС Экспресс. – 1991, № 5. – С. 16-18.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий