Планета обезьян: Революция / Dawn of the Planet of the Apes (2014)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Рассвет планеты обезьян» / «Заря планеты обезьян» (варианты перевода названия)
США.
Продолжительность 130 минут.
Режиссёр Мэтт Ривз.
Авторы сценария Марк Бомбэк, Рик Джаффа, Аманда Сильвер на основе персонажей, придуманных Риком Джаффи и Амандой Сильвер, и по мотивам романа Пьера Буля.
Композитор Майкл Джаккино.
Оператор Майкл Серезин.
На премию «Оскар» номинировались Джо Леттери, Дэн Леммон, Дэниел Барретт, Эрик Уинквист (визуальные эффекты).
Жанр: фильм действия, приключенческий фильм, драма, научная фантастика
Краткое содержание
После десяти лет пандемии осталось ничтожно мало людей, выживших, по-видимому, благодаря стойкому иммунитету к вирусу ALZ-113. Цезарь (Энди Серкис) является вожаком колонии обезьян, постепенно осваивающих человеческую речь и вообще — демонстрирующих потрясающие успехи в умственном развитии. Спокойному существованию приматов в Мьюирском лесу, расположенном недалеко от Сан-Франциско, приходит конец, когда они обнаруживают непрошеных гостей. Смогут ли представители двух биологических видов мирно ужиться — или война неизбежна?
Также в ролях: Джейсон Кларк (Малкольм), Гэри Олдмен (Дрейфус), Кери Расселл (Элли), Тоби Кеббелл (Коба), Коди Смит-МакФи (Александр), Кёрк Асеведо (Карвер), Ник Тёрстон (Синие глаза), Терри Нотари (Ракета), Джуди Грир (Корнелия), Карин Коновал (Морис), Док Шоу (Эш).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 10.01.2018
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Отказ Руперта Уайатта от постановки фильма не диктовался какими-то принципиальными соображениями – вроде творческих разногласий с продюсерами или недостатка финансирования. Режиссёра не устроили жёсткие временные рамки: дата премьеры (к слову, в итоге – всё равно отложенной примерно на месяц) была анонсирована заранее. Но и Мэтт Ривз выступил достойным учеником Джей Джей Абрамса1, продемонстрировав, что не хуже наставника владеет искусством вливать новое вино в старые мехи. Ему пришлось с одной стороны продолжить уайаттовскую линию, а с другой – радикально обновить «Битву за планету обезьян» /1973/, пятую часть легендарной картины Франклина Дж. Шеффнера. Отечественные прокатчики, правда, невольно исказили подтекст кинопроизведения, вынеся в локализованный заголовок термин «революция» – вместо многозначного (несущего и символическую нагрузку, и поэтическую окраску) слова «рассвет». Вряд ли кинематографисты, дав персонажам-приматам клички (имена!) Цезарь и Коба, закладывали прямые параллели с событиями, имевшими место в Древнем Риме или в России в канун и после Октября. Помимо прочего здесь нет (и при заданных предпосылках – не может быть по определению) признаков революционной ситуации, традиционно выражаемых ёмкой ленинской формулой про «низы» и «верхи», которые бы соответственно «не хотели» и «не могли» жить по-старому. Конфликт обезьян с людьми иной природы – не классовый, а межвидовой, причём протекающий по законам межэтнического.
Возможно, авторы заслуживают упрёков за длинноты в первой половине повествования. Приверженцы мудрого, сильного, отважного шимпанзе, подбившего сородичей на неповиновение человеку, обживают лесные просторы, совершенствуются в охоте и приручении лошадей, учат представителей подрастающего поколения моральным законам (так сказать, собственной версии библейских десяти заповедей). Обо всём этом поведано неспешно, с претензией на эпическое дыхание, и даже после того, как Малкольм, презрев грозное предупреждение, убеждает вожака позволить провести работы на гидроэлектростанции, сюжет развёртывается очень, очень медленно. Однако с того момента, как Кобе удаётся организовать провокацию, о скуке уже не вспоминаешь. Штурм базы резко превосходящими силами приматов, спешно осваивающих сложные виды вооружений (не спасли ни минирование подступов, ни использование гранатомётов, ни… танк), настолько впечатляет размахом и динамизмом, что в памяти невольно всплывает аналогичный эпизод из «Безумного Макса 2: Воина дороги» /1981/. В таком случае получается, что пустыней, несмотря на плотную застройку зданиями и сооружениями, стал Сан-Франциско… О том, насколько эффектна финальная схватка за власть, любой исход которой, похоже, не позволил бы избежать крупномасштабной войны, излишне и упоминать.
Интересно, Ривз или, допустим, кинодраматурги действительно помнили о полемике, развернувшейся в киноведческой среде в свете выхода фильмов Шеффнера и Стэнли Кубрика? Но, даже если цитирование экспозиции «2001: Космической Одиссеи» /1968/ являлось простой данью классике научной фантастики, это позволило усилить пафос. Происходящая на глазах кучки выживших эволюция обезьян служит иллюстрацией дарвиновской теории – и вместе с тем ставит под сомнение общераспространённое мнение о том, что именно Homo sapiens является хозяином природы и венцом творения. Озвученная ещё Пьером Булем идея, что нам, быть может, предстоит доказывать свою способность выживать и сохранять место на вершине пищевой цепи, раскрывается во всех деталях, став основой для батального кинополотна. Заключительные кадры проникнуты вполне обоснованной тревогой на предмет того, как бы рассвет планеты обезьян одновременно не оказался закатом планеты людей. Невесёлая перспектива!
.
__________
1 – Все помнят, кому именно мастер доверил реализацию одного неординарного замысла («Монстро» /2008/).
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий