Под огнём / Under Fire (1983)
Цыркун Н. За рубежом. США // Искусство кино. – 1984, № 4. – С. 158-159.
За рубежом
США
«Под огнем» – так называется новый фильм режиссера Роджера Споттисвуда, в основу которого положен известный факт: в 1979 году в Никарагуа был убит американский журналист, готовивший репортаж о бойцах Фронта национального освобождения имени Сандино.
Имена участников реальных событий в картине изменены, а ситуация в целом художественно переосмыслена таким образом, что основной акцент сделан на передаче психологического состояния центральных персонажей, которые постепенно начинают ощущать себя причастными к справедливой борьбе восставшего народа за национальную независимость и демократию.
…Фоторепортер Рассел Прайс (Ник Нолте), специальный корреспондент журнала «Тайм» Алекс Грезье (Джин Хэкман) и радиожурналистка Клер Страйдер (Джоанна Кэссиди) – отличные профессионалы; их связывает чувство взаимной и давней симпатии, они привыкли хорошо понимать друг друга. Очутившись по долгу службы в Никарагуа, все трое поставляют в свои редакции объективную, как им кажется, информацию, не особенно вникая в суть совершающихся в стране событий.
Однако не так-то просто сохранять позицию бесстрастного наблюдателя в условиях жестокого противоборства патрио-
158
тических сил и репрессивного диктаторского режима, являясь свидетелями кровавых зверств сомосистов. Алекс Грезье почитает за лучшее покинуть «горящую землю» Никарагуа и вернуться на родину, где его ждут высокооплачиваемая должность и уютная квартира в фешенебельном районе Нью-Йорка. Двое его коллег остаются…
Тем временем Клер и Рассел ищут встречи с одним из лидеров никарагуанских патриотов, известным под именем Рафаэль. Они рассчитывают, что знакомство с этим человеком поможет им и их читателям глубже понять смысл борьбы, которую мужественно ведут бойцы отрядов Сандинистского фронта. Оказавшись в лагере сандинистов, они узнают, что Рафаэль только что погиб в вооруженной стычке с сомосовцами… Известно, что официальная Америка оказывала режиму Сомосы активную помощь. Но ведь была и другая Америка, с сочувствием следившая за борьбой никарагуанцев за свою свободу. Публикуя в печати фотографию Рафаэля, Рассел рассчитывал не только поднять боевой дух патриотов Никарагуа, но и еще раз привлечь внимание своих соотечественников к тому, что происходит в небольшой латиноамериканской стране.
Снимок Рафаэля, считавшегося погибшим, появляется в газетах и производит сенсацию. Алекс Грезье возвращается в Никарагуа, чтобы взять интервью у Рафаэля, но попадает в руки сомосовцев, которые убивают его на глазах Рассела. Кроме того, фотографии, сделанные Расселом в лагере сандинистов, на которых запечатлены видные деятели освободительного движения, попадают в руки некоего Джейзи (Жан-Луи Трентиньян), сотрудничающего со спецслужбами США. С его помощью сомосовская охранка выслеживает и уничтожает этих людей. Так Рассел становится невольным виновником гибели друга и нескольких патриотов…
Как пишет газета «Вэрайети», создатели картины «Под огнем» не избежали компромиссов: свою критическую позицию по отношению к роли Соединенных Штатов в событиях, происходивших в Никарагуа в конце 70-х годов, они отнюдь не заостряют. Тем не менее, как полагает обозреватель газеты, этот фильм может побудить западных журналистов по-новому взглянуть на проблему ответственности органов массовой информации в нынешней сложной международной обстановке.
Н. Цыркун
159
Добавить комментарий