Приятель / The Boy Friend (1971)

Приятель / The Boy Friend (1971): постер

Полнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).

Другие названия: «Дружочек» / «Друг» / «Бойфренд» (варианты перевода названия), «Приятель» / «The Boyfriend» (США: альтернативный вариант написания названия).

Великобритания, США.

Продолжительность 137 минут (сокращённая версия – 125 минут, режиссёрская версия – 140 минут, американская версия – 109 минут, версия TCM – 138 минут).

Режиссёр Кен Расселл.

Автор сценария Кен Расселл по мюзиклу Сэнди Уилсона.

Композитор Питер Максвелл Дэвис (номинация на «Оскар»).

Оператор Дэвид Уоткин.

Жанр: комедия, мюзикл, мелодрама

Краткое содержание
1920-е годы. На сцене одного из английских театров без особого успеха идёт мюзикл о судьбе юной, романтически настроенной француженки, опасающейся, что ухажёр догадается о том, что она приходится дочерью миллионеру. Труппа узнаёт, что представление намерен посетить прославленный голливудский режиссёр Сесил Б. ДеТрилл (Владек Шейбал). К несчастью, Рита Монро (Гленда Джексон, без указания в титрах) не может выступать из-за перелома ноги — и «звездой» шоу становится Полли Браун (Твигги, две премии «Золотой глобус»), занимающая скромную должность ассистентки менеджера.

Также в ролях: Кристофер Гейбл (Тони Брокхёрст), Макс Адриан (Макс Мандервиль / лорд Хьюберт Брокхёрст), Брайан Прингл (Перси Паркхилл / Перси Браун), Мюррей Мелвин (Альфонс), Мойра Фрэйзер (Мойра Паркхилл / мадам Дюбонне), Джорджия Хейл (Фэй), Салли Барйант (Нэнси), Томми Тьюн (Томми), Брайан Мерфи (Питер).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 16.03.2018

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Приятель / The Boy Friend (1971): кадр из фильма
Новая «звезда» сцены

Не все, как известно, благосклонно встретили «Дьяволов» /1971/, хотя поклонники яркого таланта Кена Расселла вполне обоснованно причислили картину к его наивысшим достижениям. Не удивительно, что пошли разговоры в том духе, что после мрачной атмосферы женского монастыря, где случился приступ массовой истерии, режиссёру захотелось окунуться во что-то менее гнетущее. К тому же, топ-модель Твигги, побывавшая на съёмочной площадке упомянутой ленты, теперь получила ведущую партию – и в значительной степени повторила судьбу своей героини, удостоившись лестных похвал и двух премий «Золотой глобус»… Но лично я всё же не думаю, что Кен руководствовался мимолётными, привходящими соображениями. Есть подозрение, что он давно (быть может, ещё в молодости) оценил потенциал одноимённого мюзикла Сэнди Уилсона, который, стартовав на Вест-Энде в 1953-м, радовал зрителей 2083 (!) раза на протяжении пяти лет. И хотя бродвейская постановка прошла скромнее1, права на экранизацию вскоре приобрела кинокомпания Metro-Goldwyn-Mayer. Расселл, наверное, благодарил судьбу за то, что проект экранизации, разрабатывавшийся в расчёте на Джули Эндрюс (кстати, впервые представшую перед американскими театралами именно в образе Браун), Дебби Рейнольдс и Лайзу Миннелли, не был реализован в изначально задуманном виде. Впрочем, его, достаточно вольная киноверсия получила одобрение критиков, однако коммерческого успеха не последовало.

Приятель / The Boy Friend (1971): кадр из фильма
Волшебство искусства

Мастеру не могло не импонировать желание Уилсона отдать дань «ревущим двадцатым», памятным в том числе по пышным, задорным, жизнерадостным мюзиклам. Уже в названии заложена отсылка к детищу композитора Ричарда Роджерса и поэта-песенника Лоренца Харта под названием «Подруга» (The Girl Friend). Кинематографист пошёл дальше, постаравшись попутно – иронически переосмыслить ещё и богатые традиции «фабрики грёз», персонифицированной в великом и ужасном Сесиле Б. ДеТрилле (прозрачный намёк на мистера ДеМилля). Получив неплохие финансовые возможности (производственный бюджет составил порядка $3 млн.), режиссёр-сценарист взялся привычно покорять зрителей причудливостью костюмов и декораций. Именно танцевальные номера, уносящие публику прочь от серых будней – в условный, придуманный героиней Полли мир, производят сильное впечатление, доказывая, что у визионерского дара творца есть и светлые, прямо-таки лучезарные стороны. Однако в целом сюжет, насыщенный пародийными перекличками с работами и Басби Беркли, и Джина Келли, и многих, многих других, обнажающий изнанку суетливого творческого процесса, представляется слишком уж витиеватым. Нескончаемые накладки, плетущиеся интриги, борение страстей и т.д. – чего только ни скрывают кулисы от взора тех, кто, сидя в зале, наслаждается шоу. Под занавес, к тому же, выяснится, что чаяния оказались большей частью несбыточными, но подобные мелочи всё равно не мешают оценить красоту действа. В этом Кену Расселлу найдётся мало равных!

.

__________
1 – «Всего» 485 представлений, шедших с 30-го сентября 1954-го по 26-е ноября 1955-го.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+