Роковое влечение / Fatal Attraction (1987)

Гордин М. Роковое влечение к поздним цветам // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 6. – 22-25.

Энциклопедия «Видео-Асс»

Глени Клоуз родилась 19 марта 1947 года в городе Гринвич, штат Коннектикут. Получила образование в колледже Уильяма и Мери, где у нее пробудился интерес к драматическому искусству. В 1973 году она дебютировала на Бродвее в спектакле «Любовь за любовь». Это явилось началом многочисленных успешных выступлений на Бродвее как в драматическом репертуаре, так и в мюзиклах. После небольших ролей в двух телефильмах, она начинает свою кинематографическую карьеру почти в 30-летнем возрасте в фильме «Мир по Гарпу».

РОКОВОЕ ВЛЕЧЕНИЕ К ПОЗДНИМ ЦВЕТАМ

Женщины, как цветы. Есть знойные, тропические «орхидеи», и есть комнатные, в скромных глиняных горшочках. Есть ранние, цветущие с первой весной, и есть удивительные, поздние, от которых радости, казалось, не дождешься… Но однажды так ослепит, что растеряешься: надо же красота какая!

Я к чему веду: на голливудском небосклоне долгие годы царили юность и красота. Волновали, тревожили, снились ночами сексапильная Ким Бэсинджер, интеллектуальная и ироничная Кэтлин Тернер, роковая Мишель Пфайфер…

Ручки, ножки, глазки – чудо!

И вдруг в киномире всерьез заговорили об уже не слишком молодой и не очень яркой Гленн Клоуз.

Однако считать, что Гленн Клоуз появилась на американских экранах внезапно, было бы не совсем верно. Нет, она снималась в маленьких и не очень маленьких ролях в более и менее удачных фильмах. Правда, ее как-то не замечали, или, вернее, не принимали всерьез. Впрочем, Гленн Клоуз и не стремилась, как кажется, выйти на первый план. Например, в фильме «Естественный человек» ныне знаменитого Барри Левинсона она играла роль провинциалки, смиренно, на протяжении многих лет ожидающей возвращения возлюбленного.

К ней он в результате и приходил, пренебрегая коварной обольстительницей (Ким Бэсинджер). Зная Гленн Клоуз такой, какая она сегодня, мы бы сказали, что ей скорее подходит роль Бэсинджер, но кто мог знать, как расцветет этот «поздний цветок», тогда, семь лет назад. Фильм «Естественный человек» успеха не имел, хотя и стал для Гленн Клоуз необходимым началом.

Так или иначе, но всерьез о ней заговорили после выхода фильма Эдриана Лайна «Роковое влечение», где актрисе впервые была поручена большая, характерная, неоднозначная роль, требующая максимального внутреннего напряжения.

Алекс Форрест – героиня Клоуз – одинокая женщина из числа неустроенных. Случай сводит ее с Дэном Галлагером, у ко-

22

торого в жизни все иначе: семья (жена и дочка), полный душевный комфорт и покой. (В этой роли снялся Майкл Дуглас – суперзвезда, актер, продюсер, обладатель «Оскара» 1987 года за фильм «Уолл-стрит» О. Стоуна). Они вместе проводят уик-энд («страсти, спагетти и Пуччини», небольшое приключение женатого мужчины). Но Алекс отказывается мириться с ролью «женщины на один вечер». Стараясь удержать Дэна, она вскрывает себе вены, когда это не помогает, начинает буквально терроризировать возлюбленного и его семью. Набор шокирующих сцен вовсе не традиционен: тревожащие телефонные звонки, шантаж, кролик, сваренный заживо, похищение дочери, наконец, едва не увенчавшееся успехом покушение на жену героя.

Скажем сразу, Майкл Дуглас здесь сторона страдательная, пассивная, так что основное внимание зрителей сосредоточено на Алекс – Гленн Клоуз. Казалось, что такая роль явно не в амплуа актрисы. Но откуда что берется? Темперамент, тонкая душевная организация… Клоуз одинаково хороша во всех сценах. Несмотря на то, что фильм буквально разваливается на куски, Гленн связывает их воедино и не дает этому кинематографическому зданию рухнуть. Она нежная, любящая, страстная – а когда наступает «бой» по замыслу авторов героиня должна вызывать антипатию,

23

но Гленн Клоуз сумела пробудить у зрителя не гнев, а жалость.

Она творит чудовищные вещи – и ее жалко! Ей сочувствуешь и уж, во всяком случае, ее понимаешь. Парадоксальным образом гнев зрителей (во всяком случае женской половины) обрушивается на Майкла Дугласа, который в отсутствие жены завел интрижку, рассчитывая, что все будет «шито-крыто». Именно такое неординарное решение роли Гленн Клоуз способствовало огромному успеху этого фильма.

«Роковое влечение» стало сенсацией 1988 киногода и сразу выдвинуло Гленн Клоуз в разряд крупнейших «звезд» Голливуда, поставив ее рядом с Мэрил Стрип и Кэтлин Тернер. Всерьез говорили даже о возможном присуждении ей «Оскара», но в том году его получила Шер за роль в фильме Н. Джонсона «Лунатики».

Настала пора закрепить успех, и Гленн Клоуз более других понимала, сколь ответственно будет для нее следующее появление на экране. Поэтому она не спешит, хотя и не пропадает из поля зрения зрителей и критиков. Следующего фильма с ней ждут с нетерпением, продюсеры теперь твердо уверены – на Гленн Клоуз пойдут.

И в 1988 году она снимается у Стивена Фрирса в «Опасных связях» по эпистолярному роману Шодерло Де Лакло. Эта вещь уже была экранизирована в свое время Роже Вадимом («Опасные связи», 1960 г.) с потрясающим актерским составом – Жанна Моро, Жерар Филипп, Жан-Луи Трентиньян. Главный герой романа – виконт де Вальмон (в фильме Фрирса его сыграл Джон Малкович) – соблазнитель-профессионал, даже не Дон Жуан, поскольку в деяниях своих руководствуется не чувствами, но трезвым умом. Чтобы вернуть благосклонность бывшей любовницы, маркизы де Мертэйл, он по ее наущению соблазняет замужнюю женщину – мадам де Трувайль (Мишель Пфайфер) и искренне влюбляется в нее. Не предвидя такого поворота событий, маркиза подстрекает виконта разорвать отношения, и Вальмон делает это из страха потерять свою репутацию в свете. Несчастная мадам де Трувайль умирает, виконт погибает на дуэли, а интриганка-маркиза оказывается отвергнутой тем самым высшим обществом, по законам которого развернулась вся эта великосветская драма. Роль маркизы де Мертэйл исполняет Гленн Клоуз.

Почерк режиссера Стивена Фрирса столь неподражаем, картина снята так виртуозно и легко, что стала событием. Выдвинув центральным персонажем не столько Вальмона, сколько маркизу, Фрирс сделал ставку на индивидуальность Гленн Клоуз и выиграл.

Давно на американском экране не появлялось столь колоритной и роковой женской фигуры. Весь фильм снят «на Гленн Клоуз» – это чувствуется сразу. Актеры – даже талантливые Пфайфер и Малкович – лишь подыгрывают ей. Гленн не боится показаться некрасивой, не старается выглядеть моложе своих лет. В ее героине столько шарма и притягательности, что становится понятно, почему так влечет к ней видавшего виды Вальмона. Ярчайшая сцена с Гленн Клоуз – та, где она узнает о гибели Вальмона: с нечеловеческим воплем проносится она по комнатам замка, сметая на своем пути кресла, столики вместе с посудой – не потому, что любила его (хотя не без этого), просто что-то не сладилось в ее замысле, разорвалась паутина, события впервые повернулись иначе, чем она предполагала. И когда в опере ее появление встречают дружным улюлюканьем, на лице маркизы не страх, не отчаяние, а лишь удивление, сменяемое презрением. Последний кадр фильма – крупный план: маркиза глядит на себя в зеркало. Она как бы говорит себе: ничего, твое время только начина-

24

ется, не получилось в этот раз – получится в другой. Довольно жуткая сцена.

Роль маркизы де Мертэйл стала «визитной карточкой» Гленн Клоуз, она получила номинацию на «Оскара», но… вновь уступила его – на сей раз Джоди Фостер, уступила, прямо скажем, незаслуженно.

Последняя работа актрисы – новая версия «Гамлета» (Франко Дзеффирелли, 1990 г.), где Клоуз предстала в образе Гертруды, а ее партнеры – Мел Гибсон (Гамлет), который, похоже, решил вырваться из амплуа супермена, и молодая, но уже известная Елена Бонем-Картер (Офелия).

И вновь – блестяще! Сложный шекспировский текст дается Гленн Клоуз легко – она с детства обожает Шекспира. И если об успехе фильма в целом пока еще говорить рано, то о новой удачной работе актрисы можно сказать смело. Фильм входит в десятку самых популярных начала 1991 года в США и Великобритании, появился на видео и у нас.

В свои «чуть-чуть за сорок» Гленн Клоуз как бы в самом начале. Что будет дальше, посмотрим. Не надо только забывать, что поздние цветы весьма долговечны.

М. ГОРДИН

25

Pages: 1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+