Самсон и Далила / Samson and Delilah (1949)

Самсон и Далила / Samson and Delilah (1949): постерПолнометражный фильм.

США.

Продолжительность 131 минута.

Режиссёры Сесил Блаунт ДеМилль.

Авторы сценария Джесси Лэски-мл., Фредрик М. Фрэнк по сюжету Хэролда Лэмба и Владимира Жаботинского, основанного на Библии, и роману Владимира Жаботинского (без указания в титрах).

Композитор Виктор Янг.

Оператор Джордж Барнс (номинация на премию «Оскар»).

Жанр: приключенческий фильм, драма, исторический фильм, мелодрама

Краткое содержание
Самсон (Виктор Мэтьюр), сын Маноя из колена Дана, славящийся богатырской силой, объявляет о намерении жениться на филистимлянке Семадар (Анджела Лэнсбери), вызвав осуждение соплеменников за желание породниться с поработителями. Однако в юношу влюбляется её младшая сестра Далила (Хеди Ламарр), отличающаяся не только красотой, но и незаурядным коварством ума.

Также в ролях: Джордж Сандерс (Саран из Газы), Генри Уилкоксон (принц Ахтур), Олив Диринг (Мариам), Фэй Холден (Хазельпонит), Джулия Фэй (Хаишам), Расс Тэмблин (Саул, в титрах как Russell Tamblyn), в эпизодах Дороти Эдамс (посетительница храма, без указания в титрах), Нильс Астер (принц, без указания в титрах), Сесил Блаунт ДеМилль (рассказчик, озв., без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.01.2014

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Самсон и Далила / Samson and Delilah (1949): кадр из фильма
Раскаяние запоздало?..

«Самсон и Далила» могли бы послужить идеальной иллюстрацией художественного кредо Сесила Блаунта ДеМилля, без тени смущения раскрывавшего секрет феноменального успеха1 у зрителей: «Им нужна Библия, секс и кровь». Влиятельный режиссёр и продюсер ещё в середине 1930-х поручил писателю и историку Хэролду Лэмбу адаптировать для экрана эту, по его собственным словам, «одну из величайших любовных историй всех времён2 (не вполне отвечающая христианским канонам трактовка, не правда ли?), но по разным причинам сумел реализовать проект лишь десятилетием с лишним позже. В числе возможных исполнителей главной мужской роли рассматривались Берт Ланкастер и молодой культурист Стив Ривз, в будущем – знаменитый Геракл итальянского экрана, но в данном случае показательнее выбор ведущей актрисы. Хеди Ламарр (между прочим, обошедшая ярчайших кинодив того времени: Лану Тёрнер, Джин Симмонс, Риту Хейворт), готовясь к работе в религиозном по тематике фильме, не только не приложила никаких усилий к тому, чтобы предстать в новом качестве, а всячески, возникает ощущение, подчёркивала связь с эротической мелодрамой «Экстаз» /1933/, принёсшей ей международную славу. Австрийская актриса с удовольствием позирует в соблазнительном наряде – да и вообще старается придать Далиле черты вполне современной «роковой женщины». Она с лёгкостью завоёвывает благоволение Сатрапа, играючи заполучает состояние, покоряет сердце бесстрашного и не отличающегося сентиментальностью взглядов бунтовщика – велика власть представительниц слабого пола!..

Самсон и Далила / Samson and Delilah (1949): кадр из фильма
Господня кара настигнет грешников

Определённая двусмысленность трактовки ветхозаветного текста, традиционно служившего в богословии доказательством тезиса о могуществе плотской страсти, способной подчинить волю даже сильного духом и телом праведника, скорее, содействовала, а не препятствовала огромному ажиотажу (первое место в сезоне с результатом $11,5 млн. прокатной платы), вызванному картиной. Дополнительную привлекательность зрелищу обеспечивали по-настоящему захватывающие кадры, начиная со схватки безоружного Самсона со львом и заканчивая развязкой, когда ослеплённый, скованный цепями, подвергнутый публичной порке и поруганию герой, вернув благосклонность Господа, разрушает храм Дагона, под обломками которого гибнут сотни филистимлян. Производственный бюджет, превысивший $3 млн. – внушительную для послевоенной Америки сумму, позволил не скупиться на роскошные декорации, костюмы (две премии «Оскар») и массовку. Но в чём ещё не откажешь кинематографисту помимо занимательности и эпического, воистину библейского размаха – так это в умении высветить в рассказываемой истории (как правило, относящейся к канувшей в Лету и овеянной легендами эпохе) черты, созвучные современности. Не самая психологически убедительная и глубокая игра Ламарр и Виктора Мэтьюра не мешает оценить интересные повороты судеб их персонажей. А в предложенной интерпретации секрет колоссальной силы потомка Дана лишается, скажем так, фантастического окраса, приобретая… этологическое звучание, – притом что сама дисциплина (этология) сформировалась совсем недавно.

.

__________
1 – Садуль Ж. Всеобщая история кино. Том 4. 2. Голливуд. Конец немого кино. 1919-1929. – М.: Искусство, 1982. – С. 102.
2De Mille Gets a Delilah in Oil to Start His Hunt for Actress // The Milwaukee Journal. – 26 April 1948.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Десмонд Норма. Рекордсмены разводов, или любовь одна, но партнёры меняются // Видео-Асс Известия. – 1998, № 1 (36). – С. 164-169.
Колбовский А. Только не надо ничего говорить // Экран. – 1992, № 02. – С. 29-30.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+