Самурай / Le samouraï (1967)

Альен Ив. Ален Делон – преследователь и жертва // Советский экран. – 1990, № 15. – С. 22-23.

АЛЕН ДЕЛОН – ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЬ И ЖЕРТВА

Недавно в Москве с краткосрочным деловым визитом побывал известный французский актер Ален Делон, который, как поется в нашумевшей песенке, «не пьет одеколон».

Делон пользуется большой популярностью в нашей стране. Широко известны картины с его участием – «На ярком солнце», «Рокко и его братья», «Искатели приключений», «Мелодии из подвала», «Черный тюльпан». Снимался Делон и в советском фильме «Тегеран-43», где он сыграл комиссара полиции.

Нашим читателям, думаем, интересно ознакомиться со статьей французского критика Ива Альена, напечатанной в журнале «Ревю дю синема» (La revue du Cinoma) о свяэи с последней работой Алена Делона в фильме Жан-Люка Годара «Танцующая машина».

Можно все что угодно говорить об Алене Делоне, но в смелости отказать ему нельзя. Актер, казалось бы, навечно внесенный в список исполнителей ролей демонических мужчин, не боится обмануть ожидания своей публики.

Вполне возможно, что участие Делона в новом фильме Годара «Танцующая машина», где он предстал в непривычной для себя роли, может стать решающим в его судьбе.

Актерская карьера Делона началась в эпоху бурного подъема «новой волны», но также очевидно и другое – Делону не представлялся случай (а может быть, и не было желания) вступать в воды этого течения. И лишь в зрелые годы ему довелось участвовать в фильме одного из зачинателей этого направления – Жан-Люка Годара.

В кино Делона привёл известный в ту пору режиссер Ив Алле-

22

гре. Но первая картина с его участием. «Когда вмешивается женщина», не оставила заметного следа в биографии актера. Известность Делону принесла роль Тома Рипли в фильме «На ярком солнце», великолепном и изощренном детективе Рене Клемана. Именно в этой роли отчетливо проявились индивидуальность Делона, его актерское своеобразие:  ангельская внешность (его мужская грация неоспорима) и демоническая внутренняя сущность. Спустя девять лет в «Бассейне» Жака Девера Ален Делон еще в большей мере продемонстрирует свое отравленное ядом демонизма отрицание.

Именно в таком качестве, на время оставив французское кино. Делон начал свою короткую, но ослепительную карьеру в итальянском кинематографе. Он становится одним из лучших исполнителей в дорогой сердцу Антониони драме отчуждения «Затмение» и в картинах Висконти «Рокко и его братья», «Леопард». Вслед за успехом в лентах мэтров итальянского кино Делон пробует свои силы в жанре фильмов «плаща и шпаги». «Черный тюльпан» вовсе не такой уж слабый фильм. Но Делон в нем берется не за свое дело – актерское амплуа Жана Маре и Жерара Филипа ему чуждо. Все слишком просто, слишком очевидно, слишком романтично. Пожалуй, его данным куда более соответствует образ одинокого изгоя общества. Такова одна из самых прекрасных его ролей в полицейской драме Жан-Пьера Мельвиля «Самурай». Персонаж Делона в этом фильме явился для него чем-то вроде символа веры, адекватным отражением его истинного «я».

В течение нескольких лет актер снимается почти во всех значительных детективных лентах, почти у всех крупных мастеров этого жанра. Взлету популярности Делона способствовал Верней, снимавший его вместе с Жаном Габеном. В «Сицилийском клане» и позже, в «Мелодиях из подвала», отчетливо проявилось взаимопонимание этих двух звезд. Само партнерство с Габеном было воспринято Аленом Делоном как факт своего истинного посвящения в профессию. Правда, последующие события развивались для Делона в русле, гораздо менее интересном в творческом отношении, – его контроль над собственной актерской работой ослабевал по мере того, как он сам становился продюсером, а то и режиссером своих фильмов.

Предпринятые им в течение последних лет попытки разрушить в сознании зрителей «монолит», именуемый «образом Алена Делона на экране», представляются нам наиболее значительными и важными. Даже если на этом пути у него и не было бесспорных удач, все равно аллегории Сержа Лероя «Внимание, дети смотрят» или Алена Жессуа «Шоковая терапия», в которых он снимался, достойны уважения. Образы «униженных» и «оскорбленных», которых артист с периодичностью раз или два в десятилетие воплощает на экране, являются свидетельством его огромного таланта.

Увы, публика далеко не всегда проявляет благосклонность к этим поискам Алена Делона, предпочитая видеть его в криминальных или полицейских драмах.

Но ныне ситуация как будто изменилась. Детективные фильмы уже не «обречены» автоматически на успех, да и Делон перешел за пятидесятилетний рубеж. Как и Бельмондо, он, кажется, перевернул страницу своей творческой биографии. Надеемся, что новая глава, которую он начал писать вместе с Годаром, будет не менее великолепной, чем его предыдущие создания.

Перевод с французского Лилии Миускиной

23

Pages: 1 2 3 4

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+