Шакал / The Jackal / Le chacal / Der Schakal (1997)

Мазуров Антон. В погоне за зверем // Видео-Асс Известия. – 1998, № 39 (04). – С. 30-31.

ТЕКУЩИЙ СЕАНС

В ПОГОНЕ ЗА ЗВЕРЕМ

Пресловутая безжалостная «русская мафия» стала навязчивым мотивом криминальных картин, боевиков и даже фильмов катастроф. «Русские» не сходят с мейнстримовского экрана США. В ленте шотландца Майкла Кейтон-Джонса именно русские, оказывающиеся по разные стороны правосудия, инициируют к действию жестокого убийцу по кличке Шакал в исполнении Брюса Уиллиса.

Хельсинки. Монреаль. Вашингтон. Москва. Пронзительная голубизна Великих Американских озер. Легко преодолевая пограничные кордоны, меняя внешность и манеры, с континента на континент движется с циничными планами реализации смертельного заказа транснациональный киллер без имени. Его никто не знает в лицо. Он, владея «правом на убийство», никого не оставляет в живых. Услуги Шакала стоят дорого, профессионализм необычайно высок. К сотрудничеству с ним прибегают все могущественные организации мира: тайные и явные, государственные и корпоративные, от КГБ до русских мафиозо, обустроивших себе гнездо в Порво, маленьком финском городке-памятнике архитектуры. Задача Шакала – убить и исчезнуть. Посредником с заказчиками служит только говорящий компьютер. Оружие – самое современное, поражающее цель с огромного расстояния, управляемое по мобильному телефону, с помощью ноутбука и чувствительной оптики, уже опробованное на живых мише-

30

нях и не дающее ни малейшего шанса для выживания. Сам Шакал – безжалостная машина убийства без идеи, без ненависти, без необходимости. Циничное совершенство безвременно настигающей Смерти. Возможно ли противостоять такому чудовищу?

В погоню за зверем устремляются заместитель руководителя ФБР, бывший ирландский террорист и женщина-майор МВД с обожженным лицом. «Универсального солдата» выслеживают, чтобы уничтожить, одержимые профессионалы. Совершенство коллектива против совершенства индивида – «крепкого орешка», «героя-одиночки». И все же финальное противостояние происходит только между двумя антагонистами. Один на один. Лицом к лицу. У персонажа Гира есть из чего выстрелить в «многоликого Януса» – антигероя Уиллиса. У них своя история на двоих, давние личные счеты. Шакал нанес болезненные, незаживающие раны.

Банальный, отработанный в нюансах сюжет, воскрешает в памяти и «На линии огня» (Клинт Иствуд против Джона Малковича), и «Схватку» (Роберт Де Ниро против Аль Пачино), и недавние «Без лица» (Джон Травольта против Николаса Кейджа) и «Святой»… Жанровая убедительность заключена не в сюжете. Главное – жесткое противостояние двух харизматических фигур с привлекательными достоинствами и даже с обаянием. Что и предлагается зрителю в избытке, благодаря актерскому мастерству Брюса Уиллиса (он перевоплощается в латиноса и гомосексуалиста, канадца-рыбака и столичного полицейского) и интеллигентной мягкости Ричарда Гира, выступающего в неожиданном амплуа фанатика из ИРА.

А русские, модные в современных сценариях-коктейлях, обречены быть лишь садистическими злодеями, разрубающими головы провинившихся антикварным топором, продажными чиновниками МВД на службе у отечественной «коза ностра» и идущими на героически-жертвенное заклание «автоматами без имени», но с майорским званием и выразительной в своей простоте фамилией Козлова. Намек на любовные темы иссушен собственной ненужностью в фильме-действии. Психологические детали сведены на нет отработанностью туповатой жанровой схемы.

Впечатляют лишь технические изыски бесстыдно демонстрирующего себя цивилизованно-технократического общества да актерская целеустремленность главных исполнителей, которым есть где развернуться. Такие картины и существуют только ради встречи с новым имиджем знакомого лицедея, любимой звезды. Все внимание обращено на мастерскую пластику игры. Оттенки разыгранных переживаний накладываются на уже известные образы. Перед нами на экране – персонажи вне фильмов и времени, действующие лишь в памяти и воображении благодарного зрителя-киномана, узнаваемые актерские личины (прежде всего Брюса Уиллиса), впечатляющие в своей выразительности уже вне зависимости от рассказанной нам истории.

Антон МАЗУРОВ

«ШАКАЛ» (The Jackal)

США, Mutual Film Company/ Universal Pictures, 1997. Режиссер Майкл Кейтон-Джонс.

В ролях: Брюс Уиллис, Ричард Гир, Сидни Пуатье, Дайэн Венора.

По шестибалльной системе – **.

31

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+