Шакал / The Jackal / Le chacal / Der Schakal (1997)
Другие названия: «Шакал» / «ジャッカル» (Япония), «День Шакала» / «The Day of the Jackal» (рабочее название).
США, Великобритания, Франция, ФРГ, Япония.
Продолжительность 124 минуты.
Режиссёр Майкл Кейтон-Джонс.
Автор сценария Чак Пфаррер по своему сюжету и на основе сценария Кеннета Росса.
Композитор Картер Бёруэлл.
Оператор Карл Вальтер Линденлауб.
Жанр: фильм действия, криминальный фильм, драма, триллер
Краткое содержание
Помощник директора ФБР Картер Престон (Сидни Пуатье) участвует в совместной с МВД РФ операции по задержанию Хаджи Мурата (Равиль Исьянов), который оказывает сопротивление — и получает заслуженную пулю. Криминальный авторитет Терек (Дэвид Хэйман) решает отомстить за смерть младшего брата, наняв профессионального убийцу, известного исключительно под прозвищем Шакал (Брюс Уиллис). Майор Валентина Козлова (Дайан Венора) получает приказ содействовать коллегам из-за океана. Единственный, кто может помочь выйти на след таинственного киллера, — Деклан Джозеф Малкуин (Ричард Гир), боевик Ирландской республиканской армии, отбывающий срок в американской тюрьме.
Также в ролях: Матильда Май (Изабелла Занкония), Дж. К. Симмонс (агент ФБР Тимоти Уизерспун), Ричард Лайнбэк (агент ФБР МакМёрфи), Джон Каннингем (директор ФБР Дональд Браун), Джек Блэк (Иен Ламонт), Тесс Харпер (Эмили Кован), Софи Оконедо (девушка с Ямайки), Майкл Кейтон-Джонс (мужчина на видео), Ларри Кинг (Ларри Кинг), Памела Пуатье (судебный клерк).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 10.10.2022
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Можно понять Фредерика Форсайта и Фреда Циннеманна, потребовавших от Universal Pictures не использовать повторно название «День Шакала». В итоге в титрах не появилось ссылки на одноимённый роман, опубликованный в июне 1971-го, – упоминается лишь сценарий первой (увидевшей свет спустя два года после издания литературного первоисточника) экранизации, написанный Кеннетом Россом. И Эдвард Фокс, блестяще воплотивший тогда образ наёмного убийцы, исполняющего волю лидеров ОАС, не пожелал отметиться в камео. Их опасения на предмет того, что новый фильм окажется бледной тенью оригинала, в значительной степени подтвердились. А ведь, казалось бы, присутствие ведущих голливудских «звёзд»1 не просто позволит компенсировать внушительные затраты (общие кассовые сборы составили $159,3 млн., при бюджете в $60 млн.), но и сделает картину ярким событием. Мало того, опытный кинодраматург Чак Пфаррер приложил массу усилий, чтобы осовременить действие, добавив неожиданные сюжетные ходы, которые призваны удержать интерес в том числе у части аудитории, знакомой с классической лентой. Чего только стоит кульминация с совершённым-таки покушением при помощи пулемёта, управляемого с ноутбука! Но… что-то явно пошло не так.
Лично я не считаю затею совершенно провальной: профессионализм создателей, что ни говори, чувствуется, а некоторым эпизодам (например, когда Шакал тестирует оружие на обнаглевшей живой мишени2) не откажешь в эффектности. Ошибка закралась в расчёты кинематографистов, по-видимому, на этапе замысла. Форсайт отталкивался от фактов, собранных с редкостной скрупулёзностью, – и, взяв в руки книгу, время от времени поневоле забываешь о том, что читаешь детектив, а не отчёт полиции или секретной службы. Циннеманну тоже удалось добиться сочетания зрелищности с ощущением почти протокольной аутентичности. Майкл Кейтон-Джонс же, будто принципиально забыв о собственном удачном опыте реконструкции подлинных событий («Скандал» /1989/, поведавший об обстоятельствах «Дела Профьюмо»), подрывает наше доверие с первых же секунд – подборкой хроникальных кадров из истории СССР и постсоветской России, пущенных под песню «Варшавянка», плавно переходящую в тревожную мелодию. И уже невозможно всерьёз воспринимать борьбу с «русской мафией» (с кавказскими корнями), спешное привлечение к сотрудничеству боевика ИРА, показывающего себя с наилучшей стороны, и т.п., задолго до развязки догадываясь, что охота на Шакала завершится напряжённой перестрелкой один на один. Из ведущих актёров убедительнее всех выглядит Сидни Пуатье, облюбовавший службу в ФБР ещё в период рейганомики («Маленький Никита» /1988/, «Огонь на поражение» /1988/), но в целом на сеансе не покидает ощущение надуманности происходящего на экране. К слову сказать, на сей раз авторы даже не потрудились озвучить гипотезу происхождения грозного прозвища.
.
__________
1 – Между прочим, Брюс Уиллис и Ричард Гир «обменялись» ролями героя и злодея.
2 – Достаточно яркая, заметим, ранняя партия Джека Блэка, хотя… может ли такой болван одновременно быть талантливым конструктором?
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Белостоцкий Геннадий. Грядет передел кинорынка? // Видео-Асс Известия. – 1998, № 38 (03). – С. 107.
Мазуров Антон. В погоне за зверем // Видео-Асс Известия. – 1998, № 39 (04). – С. 30-31.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий