Святая кровь / Santa sangre (1989)

Святая кровь / Santa sangre (1989): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Святая кровь» / «Holy Blood» (международное англоязычное название) / «Sangue santo» (название на итальянском языке).

Италия, Мексика.

Продолжительность 123 минуты (сокращённая версия – 120 минут).

Режиссёр Алехандро Ходоровски.

Авторы сценария Алехандро Ходоровски, Роберто Леони, Клаудио Ардженто по сюжету Алехандро Ходоровского, автор адаптации Роберто Леони.

Композитор Саймон Босуэлл.

Оператор Даниэле Наннуцци.

Жанр: драма, кинофантазия, фильм ужасов, триллер

Краткое содержание
Юного Феникса (Адан Ходоровски) потрясло до глубины души то, что отец, метатель ножей Орго (Гай Стоквелл), в приступе ярости отрезал руки своей жене Конче (Бланка Гуэрра), воздушной гимнастке и религиозной фанатичке, которая набросилась на совершившего супружескую измену мужа. Это нанесло мальчику эмоциональную травму — и он долгие годы провёл в психиатрической клинике. Однако наступает момент, когда повзрослевший Феникс (Аксель Ходоровски) оказывается на свободе.

Также в ролях: Тельма Тиксу (татуированная женщина), Сабрина Деннисон (Альма), Фавиола Эленка Тапиа (юная Альма), Тео Ходоровски (сутенёр), Мари Аранса (полная проститутка, в титрах как Ma. De Jesus Aranzabal), Хесус Хуарес (Аладин), Серджио Бустаманте (монсеньор), Глориелла (Руби, в титрах как Gloria Contreras).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.02.2018

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Святая кровь / Santa sangre (1989): кадр из фильма
Торжественный ритуал

Этот фильм, думается, в любом случае стал бы крупным событием в глазах ценителей хоррора, поскольку являл собой редкий пример скрещения (и возрождения!) традиций двух самобытных национальных школ. Причём если в Мексике жанр находился тогда в кризисе по объективным причинам1, то в Италии – в силу дефицита оригинальных идей и отсутствия ярких молодых талантов: даже ленты Микеле Соави и Ламберто Бавы значительно проигрывали работам старых мастеров. Рене Кардона-мл., выступивший одним из исполнительных продюсеров, прекрасно разбирался в мотивах и художественных приёмах, практиковавшихся в лучшие годы соотечественниками. Клаудио Ардженто же помимо обеспечения финансирования (производственный бюджет оценивается в $787 тыс.) принял участие в написании сценария, явно опираясь на опыт длительного и плодотворного сотрудничества со старшим братом Дарио. И Алехандро Ходоровски раскрылся, бесспорно, достойным продолжателем славного дела предшественников из обеих стран, честно стараясь порадовать публику, истосковавшуюся по колоритному ужасу. Мало того, он не преминул продемонстрировать восхищение голливудской классикой (в частности, Феникс смотрит «Человека-невидимку» /1933/, имитируя жесты героя-учёного), оказавшей колоссальное влияние на режиссёров из разных частей света… Парадокс заключается в том, что как раз эту сторону замысла отмечали в последнюю очередь.

Святая кровь / Santa sangre (1989): кадр из фильма
Без крови не обходится

Всё прочее волей-неволей затмило буйство фантазии постановщика, чьё возвращение (к тому же, после затянувшегося творческого молчания) к эстетике, принёсшей признание ещё на рубеже 1960-70-х годов, было встречено с энтузиазмом. Начиная с премьеры на Каннском кинофестивале (вне конкурса, в рамках программы «Особый взгляд»), «Святая кровь» снискала массу восторженных отзывов. Помимо кинокритиков (в данной связи достаточно назвать авторитетного Роджера Эберта) картина привлекла повышенное внимание и кинематографистов, удостоившись цитат в ряде произведений: от видеоклипа на песню Whatzupwitu Майкла Джексона и Эдди Мерфи до шедевра «Малхолланд Драйв» /2001/. Ходоровски не хуже Дэвида Линча препарирует окружающую реальность, в которой волшебство и ощущение нескончаемого празднества соседствуют с жестокостью, подлостью, разнузданностью нравов. Высокое грозит обернуться низким – и церковный сановник требует прекратить богохульничать, поклоняясь подвергнувшейся насилию девушке и выдавая за святую кровь краску. Сознание юного члена цирковой труппы, конечно, не в состоянии выдержать того, что довелось увидеть, но и своеобразное воскрешение Феникса из пепла вовсе не знаменует победу добра над злом. Над злом, однажды совершённым – и отнюдь не исчезнувшим без следа.

Святая кровь / Santa sangre (1989): кадр из фильма
Девушка-ангел

Тут даже не знаешь, что страшнее и опаснее. Разгул страстей, сокрытых от взоров почтенной публики и с неотвратимостью приводящий к трагедии, – или всё-таки мрачное наследие былого. Возмужавший артист, покинув стены лечебницы (поход душевнобольных в большой мир показан куда саркастичнее, чем у Милоша Формана), так и не избавился от призраков прошлого. В заключительной части повествования сюрреалистический дух окончательно одерживает верх – и мы понимаем, что галлюцинации способны оказаться подлиннее всего, что существует в действительности. Навязчивая идея, подчинив волю индивидуума (как следствие, утрачивающего контроль над собственным организмом, в данном случае – над руками), становится разрушительной силой! Впрочем, хотя Алехандро и не стал бы приглашать (на манер Альфреда Хичкока) опытного психиатра, готового объяснить жуткие события с позиций современной медицины, из этого не следует, что автор подвержен глубокому, неистребимому пессимизму. Подкупающую, почти феллиниевскую надежду олицетворяет немая девушка с «говорящим» именем Альма, то есть ‘душа’, не смирившаяся с диктатом вульгарной матери (той самой татуированной женщины – виновницы резни) и показавшей юноше путь к свету… В завершении не помешает отметить, что из сыновей режиссёра, убедительно сыгравших Феникса в детстве и в сознательном возрасте, большей известности (правда, на поприще музыканта) добьётся младший, Адан.

.

__________
1 – В первую очередь – из-за резкого изменения ситуации в кинопромышленности, имевшего место десятилетием ранее.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+ Сайт в Twitter