Телесеть / Network (1976)
Полнометражный фильм (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).
Другие названия: «Сеть» (вариант перевода названия).
США.
Продолжительность 121 минута.
Режиссёр Сидни Люмет (премия «Золотой глобус» и номинация на «Оскар»).
Автор сценария Пэдди Чаефски (премии «Оскар» и «Золотой глобус»).
Композитор Эллиот Лоуренс.
Оператор Оуэн Ройзман (номинация на «Оскар»).
На премию «Оскар» номинировался Алан Хейм (монтаж).
Жанр: драма
Краткое содержание
Узнав от своего начальника и старого друга Макса Шумахера (Уильям Холден, номинация на «Оскар») о предстоящем увольнении из-за низкой популярности, Ховард Бил (Питер Финч, премии «Оскар» и «Золотой глобус»), долгое время работавший ведущим вечерних выпусков новостей на телеканале UBS, обещает телезрителям совершить самоубийство в прямом эфире — в ближайший вторник. Программа становится сенсацией, получив неожиданно высокий рейтинг. Опасаясь скандала, руководство отстраняет Била, но Макс даёт ему шанс попрощаться с аудиторией, не догадываясь, к каким непредсказуемым и долгоиграющим последствиям это приведёт.
Также в ролях: Фэй Данауэй (Дайана Кристенсен, премии «Оскар», «Золотой глобус» и «Давид ди Донателло»), Роберт Дюваль (Фрэнк Хэккетт), Уэсли Эдди (Нельсон Чейни), Нед Битти (Артур Дженсен, номинация на «Оскар»), Артур Бургардт (Великий Ахмед Кан), Билл Барроуз (телевизионный режиссёр), Уильям Принс (Эдвард Джордж Ради), Беатрис Стрейт (Луиза Шумахер, премия «Оскар»), в эпизоде Лэнс Хенриксен (адвокат телесети, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 03.03.2018
Авторская оценка 9/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Эта лента, представляющая собой убийственный взгляд на «кухню» современного телевидения, не совсем характерна для творчества Сидни Люмета, тяготевшего к строгому, классическому (во всяком случае в его американской разновидности) реализму – очень редко и всегда продуманно прибегавшего к элементам авангардистской эстетики, остававшегося в рамках канонов повествовательного кинематографа. Причём даже применительно к «Телесети» сценарист Пэдди Чаефски и режиссёр, оба работавшие (более того, прошедшие отличную школу) на телевидении в период так называемой золотой эры, в один голос уверяли, что их произведение – не сатира, но бесстрастное отражение самой жизни. По мере развития событий язвительная интонация обретает трагические обертона, особенно явно – с того момента, когда Ховард поддаётся мощному внушению председателя совета директоров холдинга Communications Company of America, взявшись проводить пессимистичную концепцию корпоративной космологии и, как следствие, начав утрачивать громкую славу. Дело не только в том, что и лучшие – принципиальные и дальновидные – люди на ТВ зарабатывают на существование интеллектуальной проституцией, и Макс всё-таки не может не признать в глубине души справедливость упрёков Дайаны, брошенных без тени замешательства. Однако такие, как он, профессионалы старой закалки, находили в себе силы не переступать последнюю грань – не потакать самым невзыскательным и низменным вкусам аудитории, сохранять видимость приличия и объективности и хотя бы декларировать примат в сфере массовых коммуникаций высоких идей над коммерческой составляющей. Мисс Кристенсен, без зазрения совести занявшая место человека, уважаемого и втайне любимого со студенческой скамьи1, и новый (всецело преданный холдингу) руководитель UBS Френк Хэккетт же в поисках средств спасения убыточной «телесети» отбрасывают последние сомнения. Без лишних слов, деловито, по-будничному приступают к служению единственному идолу – Его Величеству Рейтингу. Дайана искренне заявляет, что её ничуть не заботит политическое содержание цикла передач: чернокожая активистка Лорин Хоббс получит уникальную возможность для пропаганды при условии, что поспособствует созданию документального телесериала о дерзких террористических акциях Экуменической армии освобождения (предтечи бунюэлевской2 «революционной армии младенца Иисуса»?!). И уж совсем не заслуживает особого внимания привычная штамповка «мыльных опер», спекулирующих на модных темах и «жареных» фактах.
И всё-таки Чаефски (третья премия «Оскар»!) изначально не ограничивается саркастическим описанием нравов современных властителей дум, анализом механизма оболванивания населения, подминающим судьбы конкретных людей. «Телесеть» – лишь один из вариантов перевода оригинального заголовка. Если в его «Больнице» /1971/ речь шла о тотально и безнадёжно больном обществе, то Network вскрывает существование невидимой глобальной «сети», окутавшей человечество. За полтора десятилетия до появления Интернета – всемирной компьютерной паутины! Авторы не без издёвки доказывают, что прежние социальные, политические, экономические и любые иные законы в эпоху безраздельного господства масс-медиа, являющейся внешним выражением глубинных (скрытых от глаз) процессов, работают весьма специфически. Дочь магната Мэри Энн Джиффорд подобно Патриции Хёрст с готовностью принимает сторону своих радикально настроенных похитителей, а иностранные капиталы (в общем-то неважно, что Пэдди, известный сионистскими взглядами, в качестве возмутительного примера привёл сделки арабских нефтяных шейхов) по-тихому скупают целые страны, включая США. «О чём, по-твоему, говорят русские на государственных советах? О Карле Марксе?» – риторически вопрошает Ховарда мистер Дженсен, и словно в подтверждение озвученного тезиса мы становимся свидетелями пламенного спора Лорин3 с Великим Ахмедом Каном воистину мировоззренческого толка: о распределении ожидаемых доходов от готовящейся программы. А чтобы не оставалось сомнений в том, что самозваный «пророк воздушных путей», неизменно завершающий выступление в экстатическом порыве, падая в обморок, является лжепророком (что, правда, лучше откровенных мошенников и мракобесов, добавленных в шоу довеском), нам демонстрируют внутреннее перерождение – перепрограммирование – Била. И голос уже не во сне, а наяву доходчиво и настойчиво объясняет устройство современного мира, в котором первородной силой природы и залогом экологического баланса становится свободное перемещение денег. Мира, где больше нет наций, народов, государств, рас, классов, нет русских, нет арабов, нет стран третьего мира, нет Запада – есть одна целостная система систем: широкое и постоянное, переплетённое, взаимодействующее многонациональное доминирование доллара. Мира, ставшего колледжем корпораций, да ещё – с перспективой превращения в монолитную компанию, в которой с целью перманентного извлечения прибыли будет трудиться всё человечество. Однако последним штрихом должен стать акт непосредственного воздействия на реальность – и самым вопиющим моментом в ловко подстроенном убийстве в прямом эфире станет наезд камеры на бездыханное тело Ховарда. Под гробовое молчание аудитории.
«Телесеть» снискала неожиданно значительный коммерческий успех, при бюджете $3,8 млн. собрав $23,7 млн. (прокатная плата составила $13,9 млн.), – но всё же заметно уступила «Всей президентской рати» /1976/, где власть СМИ, олицетворяемых дуэтом честных журналистов, инициаторов «Уотергейтского дела», выставлена в более привлекательном свете. Подлинно феноменологический же, отличающийся некоторой небрежностью и сознательной разностильностью повествования взгляд на сущее Люмета, достигшего, пожалуй, творческой вершины, был превознесён прежде всего в киноведческих кругах (награда ассоциации лос-анджелесских критиков за фильм, нью-йоркских – за сценарий). В своей первой рецензии Роджер Эберт заметил, что «двадцать пять лет назад этот фильм показался бы фантазией, ныне же представляется лишь слегка преувеличивающим факты», а в статье, написанной о картине гораздо позже (опубликованной 29-го октября 2000-го), добавил: «Когда Чаефски сотворил Ховарда Била, мог ли он вообразить Джерри Спрингера, Ховарда Стерна и Мировую федерацию реслинга?» Словом, худшие опасения (пророчество?) сбылись… Фэй Данауэй с блеском изобразила умную, лишённую сантиментов хищницу – «роковую женщину» второй половины XX века, получившую, по характеристике умудрённого опытом возлюбленного, представления о жизни от Багза Банни, но всё равно методично пробивающуюся к вершине. Однако наивысшее мастерство психологического перевоплощения продемонстрировал, безусловно, английский актёр Питер Финч, заслуженно (но, к сожалению, посмертно) отмеченный Британской и Американской киноакадемиями.
.
__________
1 – Возобновление романа с женатым и давно немолодым Шумахером – интересная драматургическая находка авторов!
2 – Словно следуя его завету, Сидни отказался от использования музыки, за исключением фонового сопровождения рекламных роликов и заставок телепередач.
3 – В этой, как она иронически себя характеризует, «отмороженной черномазой коммунистке» несложно усмотреть намёк на Анджелу Дэвис.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Цыркун Нина. Путешествие в «серебряный век» // Видео Дайджест. – 1990, № 7. – С. 30-34.
Добавить комментарий