THX 1138 / THX 1138 (1971)

Эшпай В. Американские режиссёры поколения «бейби-бум». Джордж Лукас // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С.141.

ДЖОРДЖ ЛУКАС

Вместе со Спилбергом Лукас инициировал процесс, перевернувший представления Голливуда о том, что есть современное американское коммерческое кино в эпоху постмодернизма.

Родился в 1944 году в Модесто (Калифорния), окончил кинофакультет Южнокалифорнийского университета. За короткометражку «ТНХ-1138» получил Гран-при Национального фестиваля студенческого фильма (1967). Был ассистентом Френсиса Копполы в «Человеке дождя», во время съемок которого сделал две документальные ленты о процессе кинопроизводства. Спилберг и Лукас называют себя «киноотродьем». Оба мультимиллионера лучше чувствуют себя в кинозале, нежели на светской вечеринке. Первый полнометражный фильм «ТНХ-1138», спродюсированный Копполой, был благосклонно принят публикой. Киноантиутопия в духе Замятина-Хаксли-Оруэлла хорошо придумана, снята с минимумом спецэффектов, но с максимумом авторской фантазии, что дало повод критикам, раздраженным многомиллионными бюджетами его последующих фильмов, считать эту картину лучшей работой. Однако финансовая неудача «ТНХ» задела самолюбие Лукаса: «Я понял, что должен либо делать кино, которое дает прибыль, либо сидеть и читать книжки». «Американские граффити» – первый опыт ретро-кино «от Лукаса» о начале 60-х годов (в прессе назван «фреской о временах невинности»). Снятый снова при помощи Копполы, фильм стал одним из чемпионов года по сборам. Это почти автобиографическая картина. Лукас замечает, что черты его индивидуальности проступают в характерах сразу трех героев: неловкого, несчастного Тода (Чарльз Мартин Смит), страстного гонщика (Поль Ле Мат) и любопытствующего подростка (Ричард Дрейфус). Фонограмма насыщена тогдашними рок-хитами, неожиданно зазвучавшими совсем по-новому.

Его следующий (и самый знаменитый) фильм «Звездные войны» – своего рода классика голливудского постмодерна. Тут нужно учитывать и патриотический пафос картины, более чем созвучной идеям неоконсервативной революции Рейгана, откровенно использовавшего концепции авторов в своей антисоветской риторике. Наряду с другими событиями сезона 1976/77 годов – выходом фильма Спилберга «Близкие контакты третьего вида», появлением на прилавках магазинов первых видеомагнитофонов JVC стандарта VHS, а также сборкой в гараже Возняком и Джобсом персонального компьютера «Эппл» – «Звездные войны» возвещали о вхождении в самостоятельную жизнь поколения «бейби-бумеров».

Сам же Лукас снимать перестал, заявив: «Не люблю постоянных контактов с капризными актерами… Это постоянное эмоциональное напряжение, страшно тяжелая работа по двенадцать – шестнадцать часов в день и без выходных. Я понял, что режиссура опасна для моего здоровья». Его основное занятие с тех пор – продюсерство, сценарная практика и руководство постановками. Он написал сценарий и продюсировал боевик Спилберга «Искатели потерянного ковчега». Руководил постановками завершающих фильмов космической одиссеи – «Империя наносит ответный удар» (1980, И.Кершнер) и «Возвращение Джидая» (1983, Р. Марканд). Помог Спилбергу закончить трилогию об искателе приключений, археологе Индиане Джонсе и т. д. Кроме фирмы «Лукас-филм» организовал «Индустриальный свет и магия» (Industrial Light & Magic), специализирующуюся на суперэффектах, а также научно-исследовательский институт «Спрокет системе». Хотя работы Лукаса-режиссера и продюсера вроде бы далеки от современной американской реальности, они с неожиданной стороны выражают духовные перемены у послевоенного поколения «бейби-бумеров».

141

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+