Тьма / Dark (2017-2020) (телесериал)

Тьма / Dark (2017-2020) (телесериал): постерТелесериал.

Другие названия: «Дарк» / «Мрак» (варианты перевода названия).

ФРГ, США.

Продолжительность серии 60 минут.

Режиссёр Баран бо Одар (26 эпизодов).

Создатели сериала Баран бо Одар и Янтье Фризе

Авторы сценария Янтье Фризе (26 эпизодов), Марк О. Зенг (7 эпизодов), Мартин Бенке (5 эпизодов), Ронни Шальк (5 эпизодов), Дафна Ферраро (2 эпизода).

Композитор Бен Фрост (26 эпизодов).

Оператор Николос Суммерер (26 эпизодов).

Жанр: криминальный фильм, драма, детектив, научная фантастика, триллер

Краткое содержание
В 2019-м году в небольшом немецком населённом пункте Винден, градообразующим предприятием которого является атомная электростанция, происходит чрезвычайное происшествие: вслед за исчезновением пятнадцатилетнего Эрика Обендорфа (Пауль Радом, 3 эпизода) пропадает без вести юный Миккель (Дан Леннард Либренц, 14 эпизодов), сын офицера полиции Ульриха Нильсена (Оливер Мазуччи, 17 эпизодов). Правоохранительные органы осуществляют розыск, но безуспешно. Особое рвение проявляет безутешный отец, который ещё в 1986-м потерял младшего брата Мадса (Валентин Опперман, 1 эпизод). Но чем дольше идёт расследование, тем больше необъяснимых фактов всплывает…

Также в ролях: Луис Хофманн (Йонас Канвальд, 25 эпизодов), Каролина Айнхорн (Шарлотта Допплер, 21 эпизод), Лиза Викари (Марта Нильсен, 20 эпизодов), Майя Шёне (Ханна Канвальд, 20 эпизодов), Стефан Кампвирт (Петер Допплер, 20 эпизодов), Йордис Трибель (Катарина Нильсен, 19 эпизодов), Андрес Пичманн (незнакомец, 19 эпизодов).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 21.08.2023

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Тьма / Dark (2017-2020): кадр из телесериала
Тайна бытия

Баран бо Одар поступил правильно, не пожелав снимать ещё одну (после боевика «Бессонная ночь» /2017/, встреченного относительно прохладно) картину, действие которой развёртывалось бы в США, а персонажи – общались бы по-английски. Возвращение в родную языковую и культурную среду оказалось, вне всякого сомнения, благотворным. Как нельзя не признать верным и отказ от первого предложения, поступившего от Netflix. Однако взамен сериала на основе криминальной драмы «Кто я» /2014/, как раз принёсшей режиссёру международное признание, он представил оригинальный проект, разработанный совместно с Янтье Фризе. Конечно, соавторы не скрывали зарубежного влияния, упомянув среди главных источников вдохновения британский телевизионный цикл «Пропавший без вести» /2014-2016/, да и знаков уважения к неувядаемой голливудской трилогии «Назад в будущее» /1985-1990/ на протяжении действия разбросано предостаточно. Тем не менее тандем вправе гордиться доверием, оказанным руководством стримингового сервиса, впервые согласовавшим создание произведения, ориентированного прежде всего немецкоговорящую аудиторию. «Тьма» не попала в число рекордсменов по количеству просмотров (подобно «Очень странным делам», стартовавшим годом ранее), зато вызвала мощный художественный резонанс – в разных странах.

Тьма / Dark (2017-2020): кадр из телесериала
Разгадывание загадки

Впрочем, сравнение с детищем братьев Даффер представляется не настолько обоснованным, как попытки провести аналогии с «Твин Пиксом», тем более что Дэвид Линч и Марк Фрост примерно тогда же возвратились в вымышленный (якобы расположенный в штате Вашингтон) городок, шокированный убийством Лоры Палмер. Хотя детям и подросткам уделено в сюжете много внимания, Баран и Янтье адресуются преимущественно к взрослым зрителям – да и то лишь к тем, кто готов принять незаурядный фантастический допуск, скрупулёзно распутывать изощрённую интригу, наконец, осмысливать философские сентенции, щедро введённые в закадровый текст. Кажется, что ещё чуть-чуть – и нить повествования оборвётся, а авторов забросают требованиями срочно прочесть лекцию перед сеансом1, дав пояснения получившим известность иллюстрациям: генеалогическому древу (на каждый из трёх сезонов) и схеме перемещений героев в пространстве-времени. В данном отношении публике предстоит испытание ещё серьёзнее, чем у того же Линча или в сериале «Остаться в живых» /2004-2010/, где, разумеется, наличествовала масса тайн (в том числе оставшихся неразгаданными), однако в каждый конкретный момент – действие представлялось абсолютно логичным. Единственное, что удерживает от негативной реакции, – чёткое осознание того, что кинематографисты разбираются в законах придуманного мира до тонкостей и, соответственно, заставляют нас поверить, что причинно-следственные связи хотя и резко усложнены, однако работают как часы.

Тьма / Dark (2017-2020): кадр из телесериала
Будущее хорошего не сулит

Лично мне означенный аспект представляется недостатком, всё-таки мешающим в полной мере получить эстетическое наслаждение от зрелища, пусть даже умного, не оставляющего равнодушным, держащего в напряжении. Тем не менее в глубине и своеобразии концепции создателям не откажешь. С одной стороны вызывает любопытство описание нравов в немецкой глубинке, причём реконструкция атмосферы сразу нескольких эпох (от уже далёкого прошлого до апокалипсического грядущего) позволяет ещё и сделать выводы о том, что изменилось, а что – осталось незыблемым. Детективная интрига тесно переплетена как с житейскими обстоятельствами, так и соображениями политэкономического толка: над предприятием, от стабильного функционирования которого зависит благополучие Виндена и окрестностей, явственно витает тень печально известных аварий на Чернобыльской АЭС и Фукусиме-1. Однако по мере того, как больше и больше людей оказывается вовлечено в процесс экстраординарных путешествий, эта, доминирующая линия начинает поглощать основное внимание. Особенно интересно становится, когда выясняется, что событиями цинично манипулируют (думают, что манипулируют?) две противоборствующие группировки, возглавляемые, так сказать, олицетворением новых Адама и Евы с репродукции картины Лукаса Кранаха. Под занавес убеждаешься, что трикветр достоин стать настоящей эмблемой произведения, поскольку служит ключом к пониманию замысла. «Тьма» выходит за рамки очередной антиутопии, хотя действительно повествует о конце света, то есть, иначе говоря, о наступлении тьмы. Отчаянные попытки людей предотвратить свершившиеся трагедии, вернуться к исходному (беззаботному, идиллическому) состоянию, обрести долгожданный рай взамен разверзнувшегося на Земле ада лишь сильнее затягивают узел образовавшейся пространственно-временной петли. И неизбежно всплывает старый как мир вопрос о том, насколько человек волен распоряжаться собственной жизнью, а насколько – подчинён внешним факторам… Финальный кадр намеренно двойственен и ироничен, с одной стороны вроде бы подтверждая правильность расчётов, но с другой – намекая на существование ненулевой вероятности того, что всё возвратится на круги своя.

.

__________
1 – Так любят шутить искушённые преподаватели сценарного мастерства, предостерегая учеников от злоупотребления тем, что неведомо среднестатистическим посетителям кинотеатров.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+