Валентино / Valentino (1977)
Полнометражный фильм.
Другие названия: «Валентино» Кена Расселла» / «Ken Russell’s Valentino» (англоязычное название в некоторых странах).
Великобритания, США.
Продолжительность 128 минут.
Режиссёр Кен Расселл.
Авторы сценария Кен Расселл, Мардик Мартин по книге Брэда Стайгера и Чоу Мэнка.
Композиторы Стэнли Блэк, Ферде Грофе-ст.
Оператор Питер Сушицки.
Жанр: биографический фильм, драма
Краткое содержание
Рудольф Валентино (Рудольф Нуреев), зарабатывающий на жизнь в качестве танцора, волей случая попадает в мир кинематографа — и вскоре становится одной из ярчайших «звёзд» «великого немого». Жизнь кумира протекала бурно, со скандалами — и рано оборвалась. Однако память о «Латинском любовнике», покорившем сердца миллионов женщин в разных странах, сохранилась надолго.
Также в ролях: Лесли Карон (Алла Назимова), Мишель Филлипс (Наташа Рамбова), Кэрол Кейн (девушка «Фатти»), Фелисити Кендэл (Джун Мэтис), Сеймур Кэссел (Джордж Уллман), Питер Вон (Рори О’Нил), Хунтц Холл (Джесси Ласки), Дэвид де Кейсер (Джозеф Шенк), Альфред Маркс (Ричард Роуленд), Уильям Хуткинс (мистер «Фатти»), Энтони Дауэлл (Вацлав Нижинский), в эпизоде Кен Расселл (Рекс Ингрэм).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 13.07.2018
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
В принципе, расчёт и Кена Расселла, и продюсера Ирвина Уинклера не представляет из себя секрета. В 1970-е интерес к легендарному прошлому Голливуда (начиная с периода расцвета «великого немого» и вплоть до окончания приснопамятного «золотого века») был велик. Достаточно упомянуть, что вскоре после выхода картины увидела свет комедия «Величайший любовник в мире» /1977/, в которой Джин Уайлдер также прозрачно намекнул на личность Рудольфа Валентино. Вместе с тем режиссёр получил возможность продолжить излюбленную линию по созданию так называемых «безумных биографий» деятелей культуры. На постановку не жалели средств (бюджет оценивается в $5 млн.), но если в Великобритании фильм ещё заинтересовал публику1, то в США – вызвал сплошное разочарование. Хуже того, сам Кен остался крайне не удовлетворён результатом и позже утверждал, что «Валентино» стал крупнейшей ошибкой в его профессиональной карьере.
Думаю, что сказано слишком резко, хотя в дальнейшем Расселл действительно переключился на реализацию совсем других замыслов. Развивая тему, заявленную в рок-опере «Томми» /1975/ и в «Листомании» /1975/, режиссёр не случайно обратил взор на явление, порождённое «фабрикой грёз». Такие люди, как безудержный весельчак Роско Арбакл или Руди, ловко поставивший наглеца на место, превратились для толп в настоящих – почти в библейском смысле! – кумиров. Валентино не притворяется, с ужасом наблюдая из окна за беснующимся скопищем поклонниц. И надо быть, что греха таить, незаурядной личностью, чтобы устоять под натиском обстоятельств, без остановки обрушивавшихся на артиста. Рудольф Нуреев помимо того, что продемонстрировал навыки искушённого балетного танцовщика, пожалуй, сумел постичь мятущуюся душу гордого, импульсивного итальянца. Он, скорее, будет прозябать в нищете и даже рискнёт здоровьем, выйдя на ринг против опытного боксёра-тяжеловеса, чем позволит насмехаться над собой. Местами во время сеанса не верится, что кинематографисты ограничились фактами (за основу взята книга Чоу Мэнка и Брэда Стайгера «Валентино, интимное разоблачение шейха» /1966/), а не дали волю неудержимой фантазии. Кен Расселл уверял, что взялся изобразить своего коллегу вынужденно, из-за того, что утверждённый исполнитель не вовремя принял на грудь. Однако эпизодическая роль легендарного (кстати, действительно способствовавшего взлёту славы Валентино) Рекса Ингрэма помогла ему лучше передать творческую горячку, в которой и режиссёр подчас не властен на что-либо повлиять. Похоже, он разделял идею Чезаре Ломброзо о близости гениальности и помешательства – и вполне убедительно доказал, что тезис остаётся верным применительно к феноменам «массовой культуры». К поступкам и словам урождённого Родольфо Альфонсо Раффаэлло Пьера Филиберта Гульельми ди Валентина д’Антонгуэллы можно относиться по-разному – но нельзя не признать, что он прожил яркую жизнь, промчавшись по кинонебосклону метеором и оставив о себе память.
.
__________
1 – По некоторым данным, на протяжении двух недель возглавлял местный хит-парад.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Цыркун Н. Англия // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 03. – С. 38-40.
Добавить комментарий