Вики Кристина Барселона / Vicky Cristina Barcelona (2008)

Вики Кристина Барселона / Vicky Cristina Barcelona (2008): постерПолнометражный фильм (премия «Золотой глобус», номинации на премии «Золотой орёл», «Белый слон»).

Другие названия: «Полночь в Барселоне» / «Midnight in Barcelona», «Летняя свадьба» / «Summer Wedding», «Испанский проект Вуди Аллена» / «Woody Allen Spanish Project», «Испанский проект Вуди Аллена 2007-го» / «Woody Allen Summer Project 2007» (рабочие названия).

Испания, США.

Продолжительность 96 минут.

Режиссёр Вуди Аллен.

Автор сценария Вуди Аллен.

Оператор Хавьер Агирресаробе.

Жанр: драма, мелодрама

Краткое содержание
Вики (Ребекка Холл, номинация на «Золотой глобус») прибывает в Барселону по приглашению своей дальней родственницы Джули (Патриша Кларксон) и её мужа Марка (Кевин Данн) — и в надежде собрать материал для диссертации, посвящённой каталонской культуре. Девушку сопровождает Кристина (Скарлетт Йоханссон), только что завершившая съёмку короткометражного фильма. В ресторане с подругами знакомится художник Хуан Антонио (Хавьер Бардем, номинация на «Золотой глобус»), предлагающий слетать в город Овьедо, обещая, что они проведут там незабываемое время вместе…

Также в ролях: Пенелопа Крус (Мария Елена, премии «Оскар» и «Гойя», номинация на «Золотой глобус»), Крис Мессина (Дуг), Хулио Периллан (Чарльз), Хуан Кесада (гитарист в Барселоне), Рикард Салон (гость художественной галереи), Морис Зонненберг (гость художественной галереи), Пабло Шрайбер (Бен), Кэрри Престон (Салли), Кристофер Эван Уэлш (рассказчик-повествователь, озв.), в эпизоде Хоан Пера (посетитель галереи, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.05.2020

Авторская оценка 5/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Вики Кристина Барселона / Vicky Cristina Barcelona (2008): кадр из фильма
Пылкий ухажёр

Не понимаю… Честно слово, не понимаю, что же такого находят в этой, очередной (какой по счёту?) работе Вуди Аллена – да и в ряде иных его картин1, увидевших свет в начале XXI века. Ничего страшного, если бы речь шла о рядовом ремесленнике из-за океана – но ведь в ранних и зрелых алленовских постановках талант был виден, что называется, невооружённым глазом. «Вики Кристине Барселоне» даже можно подыскать аналоги, назвав, например, «Интерьеры» /1978/ или «Комедию секса в летнюю ночь» /1982/, также повествовавшие о капризах и каверзах Купидона, злого шутника, озорника, поразившись негативным творческим метаморфозам. Внешне-то всё вроде бы похоже и по нагромождению сюжетных перипетий, и по интонации, и по манере существования в кадре исполнителей, которых Вуди, сам неплохой актёр, заставляет реагировать на обстоятельства подчёркнуто эмоционально, с бурной жестикуляцией, многословно описывая нахлынувшие чувства. А «литературный» (принадлежащий незримому рассказчику-повествователю, как в романах) закадровый текст должен, по идее, придать атмосфере особый шарм. Но чего-то неуловимо не хватает – и на протяжении просмотра трудно отделаться от ощущения фальши, которым не отличается разве что песня-лейтмотив во славу солнечной и беззаботной Барселоне.

Вики Кристина Барселона / Vicky Cristina Barcelona (2008): кадр из фильма
В Испании хорошо

В объяснение причин рискну выдвинуть предположение, что всё дело – в мировоззрении самого режиссёра-сценариста. Умудрённый опытом и годами мастер, будучи верным певцом Нью-Йорка, ещё относительно удачно вписался в родственную английскую культуру, благо что Лондон даёт кров не меньшему числу современных интеллектуалов, отягощённых разного рода (включая криминальные) психическими комплексами и навязчивыми идеями. Но что касается импульсивной и романтичной Испании (мало того, претендующей на независимость Каталонии), то её загадочная душа осталась для уроженца Бруклина непостижимой. Аллен, несомненно, хотел отдать дань уважения творчеству кинематографистов вроде Педро Альмодовара и Хосе Луиса Бигаса Луны, чьи отчаянно знойные и вместе с тем – душещипательные мелодрамы, пронизанные трагикомическим пафосом, заставят расчувствоваться любого. Вот только на практике это ограничилось приглашением Хавьера Бардема и Пенелопы Крус, искренне, но не слишком убедительно стремящихся передать самую суть характеров местных творцов, не представляющих бытования без борения страстей, шумного (вплоть до покушения на убийство!) выяснения отношений и… необузданного, неутолённого созидательного порыва. Тем более вялыми и безжизненными воспринимаются образы красивых подружек из Штатов, производящих впечатление, невзирая на глубокомысленные разговоры о своих чувствах, обычных туристок, пусть и преследующих на чужбине разные цели. Неудивительно, что запутанные отношения завершаются прямо-таки опереточным бытовым скандалом, а симпатичные гостьи, брюнетка и блондинка, – благополучно возвращающихся на родину. Боюсь, это символично: хотя роман Вуди со Старым Светом затянулся (следом подойдёт очередь Франции, Италии…) и принёс определённое разнообразие в излюбленный набор тем и мотивов, не говоря уже о коммерческом успехе2, вне привычной американской культуры ему всё-таки не слишком уютно.

.

__________
1 – За исключением, естественно, «Матч-пойнта» /2005/, удачу которого признают даже недоброжелатели.
2 – Так, общемировые кассовые сборы «Вики Кристины Барселоны» составили $96,4 млн. – при бюджете всего $15-15,5 млн.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с несущественными дополнениями)



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+