Вторжение похитителей тел / Invasion of the Body Snatchers (1956)

Вторжение похитителей тел / Invasion of the Body Snatchers (1956): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Больше не спать» / «Не спать» / «Sleep No More», «Похитители тел» / «The Body Snatchers» (рабочее название), «Они пришли из другого мира» / «They Came from Another World» (рабочее название), «Вторжение похитителей тел» Уолтера Уонгера» / «Walter Wanger’s Invasion of the Body Snatchers» (полное название).

США.

Продолжительность 80 минут.

Режиссёр Дон Сигел.

Авторы сценария Дэниел Мэйнуоринг, Ричард Коллинс (без указания в титрах) по произведению Джека Финнея.

Композитор Кармен Драгон.

Оператор Эллсуорт Фредерикс.

Жанр: драма, фильм ужасов, научная фантастика

Краткое содержание
Доктор Майлс Дж. Беннелл (Кевин МакКарти), попав в психиатрическую клинику, рассказывает об ужасных вещах, произошедших в его родном городке Санта-Мира, штат Калифорния. Всё началось с озвученных подозрений нескольких жителей в том, что их ближайших родственников… подменили двойники. Начав небольшое расследование вместе с давней возлюбленной Бекки Дрисколл (Дана Уинтер), накануне вернувшейся домой, Майлс открывает, что населённый пункт подвергся вторжению похитителей тел — разумной инопланетной формы жизни, способной копировать организм и впитывать разум любого человека.

Также в ролях: Ларри Гейтс (доктор Дэн Кауффман), Кинг Донован (Джек Беличеч), Кэролин Джонс (Теодора Беличеч), Джин Уиллес (медсестра Салли Уизерс), Ральф Дамке (шеф полиции Ник Гриветт), Вирджиния Кристин (Вильма Лентц), Том Фэдден (дядя Айра Лентц), Кеннет Паттерсон (Стэнли Дрисколл), Гай Вэй (офицер Сэм Джензек), Сэм Пекинпа (Чарли).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 18.03.2018

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Вторжение похитителей тел / Invasion of the Body Snatchers (1956): кадр из фильма
Охота на человека

В полном названии ленты значатся, вопреки традиции, имя и фамилия не писателя Джека Финнея1, а Уолтера Уонгера – признанного продюсера, специализировавшегося на категории «B»2, но не чуждавшегося и обращения к остросоциальной проблематике (например, в картине «Я хочу жить!» /1958/). Не ему ли мы обязаны появлением на свет этого, по словам заокеанского кинокритика Ричарда Скайба, «возможно, самого паранойяльного фильма, когда-либо снятого»?! Впрочем, известно, что именно студия фактически принудила (режиссёрская версия попала лишь на европейские и отдельные американские киноэкраны, а официально была выпущена в 1979-м) Дона Сигела смягчить чересчур резкое впечатление от «открытого» финала, обрамив действие прологом и эпилогом, дарующими надежду на то, что «вторжение похитителей тел» ещё можно остановить. Доктор Беннелл первым осознаёт, что Земля стала объектом тайного проникновения агрессивно настроенных инопланетян, занимающих место людей. Но ведь его рассказ, поначалу принимаемый за бред сумасшедшего, обретает убедительность в тот момент, когда слова получают подтверждение…

Вторжение похитителей тел / Invasion of the Body Snatchers (1956): кадр из фильма
Раскрыли тайну

Вообще-то Уонгер и Сигел вовсе не являлись первопроходцами в теме «они пришли из другого мира»: рабочее название («They Came from Another World») не слишком выделяется в ряду заголовков картин типа «Оно пришло из далёкого космоса» /1953/, «Захватчики с Марса» /1953/ и «Оно захватило мир» /1956/. Заслуга авторов, включая опытного кинодраматурга Дэниела Мэйнуоринга3, заключается в том, что именно во «Вторжении похитителей тел» доведена до предела – доведена изобретательно и осмысленно – тенденция отражения латентного массового психоза, охватившего США в период «маккартизма». Расхожая интерпретация событий в качестве иносказания о просачивании коммунистической идеологии, овладевающей сознанием граждан т.н. демократической страны, превращающихся в сущих монстров, закономерна, особенно – если вспомнить о всё-таки правых взглядах постановщика, за что он не раз (скажем, со стороны Полин Кэйл в рецензии на «Грязного Гарри» /1971/) подвергался резкой критике. Однако куда важнее отнюдь не условная, а аутентично реконструированная атмосфера вымышленного (типичного!) провинциального городка, служащего благодатной почвой для похищения человеческих тел и душ. Парадоксальность ситуации не исчерпывается тем, что «преображённые» люди и внешне являются вылитыми двойниками жертв, и получают их разум – но, лишённые всех чувств и эмоций, кроме фонового ощущения блаженства, нацелены исключительно на самосохранение и захват жизненного пространства за счёт землян. Осторожно озвучивается мысль, что конформистски настроенные обитатели «одноэтажной Америки» внутренне готовы принять складывающийся порядок вещей потому, что с виду жизнь идёт своим чередом, не считая опасений нескольких человек, которые местный психиатр списывает на массовую истерию. Забавно, но актёр Кевин МакКарти впоследствии неоднократно (в римейке 1978-го, «Гонщиках» /1994/, «Луни Тьюнз: Снова в деле» /2003/) с иронией обыгрывал образ интеллигентного доктора, обеспокоенного не столько собственной участью, сколько судьбами мира: «Что бы это ни было, оно глубоко в рамках человеческого опыта, и не думаю, что вы обязаны сделать нечто большее». Даже, казалось бы, по-голливудски предсказуемая романтическая линия Майлса и привлекательной Бекки Дрисколл обретает неожиданные, трагические обертона, в первую очередь – в превосходной сцене, когда возлюбленная, не выдержав, засыпает и спустя мгновение оказывается очередным «похитителем тел». Sleep no more!

Вторжение похитителей тел / Invasion of the Body Snatchers (1956): кадр из фильма
Теперь они во всеоружии

Остаётся лишь поражаться тому, как при минимуме комбинированных съёмок и сложного грима (хотя вид скопища огромных коконов наверняка изрядно шокировал публику) Сигелу удалось создать столь устрашающее, практически не устаревающее зрелище. Призыв быть бдительным, находивший широкий отклик в эпоху «холодной войны» по обе стороны «железного занавеса», опосредованный вневременным требованием прислушиваться к голосу совести и критически воспринимать действительность, к сожалению (а быть может, и к счастью!), не утратил актуальности с окончанием эпохи противостояния двух сверхдержав.

.

__________
1 – Его роман «Похитители тел», впервые опубликованный в 1954-м на страницах журнала Collier, взят за основу.
2 – Вот и на сей бюджет составил порядка $382-417 тыс., в то время как кассовые сборы оцениваются в $3,5 млн., и ещё $0,5 млн. принёс британский кинопрокат.
3 – Хотя исполнивший эпизодическую роль Сэм Пекинпа, в будущем прославленный режиссёр, уверял, что авторство сценария принадлежит ему.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Кинг Стивен. Танец мёртвых // Новости видео. – 1990, № 7. – С. 2.
50 лучших фантастических фильмов // Видео-Асс Известия. – 1998, № 01 (36). – С. 20-22.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+