Запах женщины / Profumo di donna (1974)
Полнометражный фильм (премия «Сезар» и номинация на «Оскар»).
Другое название: «Аромат женщины» (вариант перевода названия).
Италия.
Продолжительность 103 минуты.
Режиссёр Дино Ризи.
Авторы сценария Руджеро Маккари, Дино Ризи (номинация на «Оскар») по роману Джованни Арпино.
Композитор Армандо Тровайоли.
Оператор Клаудио Чирилло.
Жанр: комедия, драма, мелодрама
Краткое содержание
Военнослужащий Джованни Бертацци (Алессандро Момо) получает задание сопровождать в поездке капитана Фаусто Консоло (Витторио Гассман, приз Каннского кинофестиваля), ослепшего несколько лет назад в результате несчастного случая. Незрячий офицер не сообщает о цели своего путешествия из Турина в Неаполь через Геную и Рим. Джованни, которого капитан отказывается называть иначе, кроме как Чичо, предстоит масса открытий, приятных и не очень.
Также в ролях: Агостина Белли (Сара), Мойра Орфеи (Мирка), Франко Риччи (Тененте Джакомо), Елена Веронезе (Мишелина), Стефания Спуньини (Кандида), Мариза Волоннино (Иньес), Карла Манчини (медсестра), Альваро Витали (Витторио).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.12.2015
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Дино Ризи накануне добился колоссального коммерческого успеха фривольной комедией «Безумный секс» /1973/, а начинающий актёр Алессандро Момо – получил известность (особенно, надо полагать, среди сверстников, завидовавших его экранной интрижке с привлекательной героиней Лауры Антонелли) благодаря «Коварству» /1973/ Сальваторе Сампери. И в «Запахе женщины» тоже, признаем, наличествуют двусмысленные (во всяком случае – в представлении самого Джованни) эпизоды, когда незрячий офицер вгоняет в краску своего сопровождающего, которого заставил сменить военную форму на приличный, специально купленный костюм. Дело не только в необходимости выбрать нужную – точно, вплоть до цвета волос, соответствующую словесному описанию – проститутку. Фаусто преподносит Чичо урок, демонстрируя, чего на самом деле стоит избранница, на поверку – ведущая далеко не затворнический образ жизни, пока он несёт службу. Но больше всего юношу поражает отношение капитана к прекрасной девушке по имени Сара, чью искреннюю и бескорыстную любовь тот категорически отвергает. Впрочем, ни у кого из зрителей не возникает сомнений в том, что у режиссёра и в мыслях не было завлекать публику вульгарной эротикой или спекулировать на сюжете, отдающем эпатажем. Любопытно, что писатель, а также драматург и спортивный журналист Джованни Арпино, чей роман «Мрак и мёд» /1969/ взят за основу, учился на факультете искусств Туринского университета и посвятил дипломную работу творчеству нашего соотечественника – великого поэта Сергея Есенина.
Отрадно констатировать, что картина вызвала резонанс не только в Италии1, но и во Франции (тринадцатая строчка в перечне наиболее посещаемых кинопроизведений года с результатом 2,37 млн. человек, не говоря уже о премии «Сезар» и награде Витторио Гассману на МКФ в Канне), и даже в США, где в 1992-м году увидит свет местный римейк. Правда, Мартин Брест отдаст предпочтение сугубо драматической интонации, в то время как Ризи блестяще выразил собственное, бескомпромиссно трагикомическое видение окружающего мира. Злоключения Бертацци, сталкивающегося с такими сторонами жизни, о существовании которых прежде и не догадывался, до определённого момента кажутся очень забавными – до определённого, подчеркнём, момента. Всё вроде бы не так плохо – и если поначалу приходилось приноравливаться к тяжёлому нраву инвалида, то постепенно поездка приоткрыла массу приятных возможностей. Однако мысль о случайно увиденном среди личных вещей капитана пистолете уже не оставит его в покое, заставляя смутно подозревать неладное. И весть о попытке двойного самоубийства (капитана и его старого друга, тоже пожилого офицера и тоже – слепца), заставшая молодёжь в разгар шумного веселья, всё-таки не прозвучала громом среди ясного неба. Авторы не могли позволить Фаусто (неужели современному Фаусту, заключившему сделку с Мефистофелем?!) покинуть наш бренный мир вот так – громко, с вызовом, в отчаянии, и терпеливая любовь Сары оказывается вознаграждена. Развязка заставляет испытать катарсис, а известие о гибели (в результате аварии на мотоцикле) юного Момо вскоре после окончания работы над картиной и за месяц до национальной премьеры – о гибели в Риме, недалеко от места, где проходили съёмки, придало «Запаху женщины» особое, горькое и пронзительное звучание.
.
__________
1 – Помимо россыпи наград – 4,6 млн. проданных билетов (принёсли ITL2,98 млрд.), что обеспечило ленте 14-ое место в сезоне.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Повторная экранизация:
Запах женщины / Scent of a Woman (1992)
Добавить комментарий