Запах женщины / Scent of a Woman (1992)
Полнометражный фильм («Золотой глобус» и номинация на «Оскар»).
Другое название: «Аромат женщины» (вариант перевода названия).
США.
Продолжительность 156 минут.
Режиссёр Мартин Брест («Золотой глобус» и номинация на «Оскар»).
Автор сценария Бо Голдман («Золотой глобус» и номинация на «Оскар») по роману Джованни Арпино и сценарию Руджеро Маккари и Дино Ризи.
Композитор Томас Ньюман.
Оператор Дональд И. Торин.
Жанр: драма
Краткое содержание
Чарли Симмс (Крис О’Доннелл, номинация на «Золотой глобус») учится в престижной частной школе в Новой Англии. В надежде подзаработать денег, чтобы слетать домой, в Орегон, на рождественские каникулы, он вызывается присмотреть в День благодарения за Фрэнком Слейдом (Аль Пачино, премии «Оскар» и «Золотой глобус»), ослепшим отставным подполковником. Чарли и не подозревает, что у того — собственные планы на праздник. Кроме того, по возвращении Симмсу предстоит решить серьёзную проблему в учебном заведении.
Также в ролях: Джеймс Ребхорн (мистер Таск), Габриэль Анвар (Донна), Филип Сеймур Хоффман (Джордж Уиллис-мл., в титрах как Philip S. Hoffman), Ричард Венчур (У.Р. Слейд), Брэдли Уитфорд (Рэнди), Рошель Оливер (Гретчен), Маргарет Эгинтон (Гэйл), Том Риис Фаррелл (Гэрри), Бакстер Харрис (Джордж Уиллис-ст.).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 03.02.2016
Авторская оценка 7/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Показательно, что Мартин Брест и Бо Голдман предпочли для своего детища название не романа Джованни Арпино «Мрак и мёд» /1969/, формально взятого за основу, а его блистательной первой киноверсии. Мало того, отдельно упомянули в титрах авторов сценария Руджеро Маккари и Дино Ризи! Но, даже если признать картину не столько повторной экранизацией книги, сколько римейком, первое, что бросается в глаза, – именно различия между двумя фильмами. Чарли не отбывает воинскую службу и, соответственно, не направлен к офицеру, подполковника не ждёт юная девушка, без памяти в него влюблённая, а брат, в гости к которому Фрэнк приходит, не является инвалидом по зрению – и при этом семейный ужин по случаю Дня благодарения завершается застольной ссорой. Главное же, американский режиссёр, прежде специализировавшийся исключительно на кинокомедиях (причём необязательно легкомысленных – достаточно вспомнить ленту «Красиво уйти» /1979/, знакомую по советскому кинопрокату), неожиданно предпочёл драматическую интонацию.
Сам факт внесённых изменений, впрочем, не воспринимается недостатком. Как раз наоборот, Бреста и Голдмана можно смело ставить в пример1 другим кинематографистам, в первую очередь голливудским, адаптирующим европейские и азиатские кинопроизведения, внося минимальные коррективы – почти не напрягая фантазию. Охотно верю, что Аль Пачино, и не помышлявший о том, чтобы имитировать манеру игры Витторио Гассмана, придумавший совсем иной рисунок роли, настолько вжился в образ незрячего человека, что на какие-то минуты действительно терял зрение – не мог, услышав команду «Снято!», сосредоточить расфокусированный взгляд. Даже в лихих, «хулиганских» эпизодах (например, когда Фрэнк убеждает Чарли доверить ему… управление дорогим автомобилем из автосалона) актёр несравненно убедительнее какого-нибудь Рутгера Хауэра со «слепой яростью». Но куда сильнее поражает, конечно, то, как завораживающе Аль передаёт отчаяние человека, окружённого тьмой, пребывающего в тотальном одиночестве и твёрдо решившего покинуть наш бренный мир, отправившись напоследок в Нью-Йорк. Самыми волнительными моментами поездки стали приятные встречи с женщинами: интимное уединение со жрицей любви и обучение танго привлекательной Донны, ждущей в ресторане своего молодого человека. Однако судьбе было угодно распорядиться так, что сами злоключения делают Слейда и Симмса почти родными. И ещё вопрос, кто от этого больше выиграл: подполковник, вновь обретший желание жить (мало того, взявшейся за работу над характером!), или старшеклассник, получивший ценную поддержку, с честью разрешив непростую дилемму. Несмотря на то, что у Ризи финал трогателен до слёз, а у его коллеги из-за океана исполнен высокого пафоса, в обоих фильмах говорится, по высшему счёту, об одном и том же – о пробуждении человеческой души.
.
__________
1 – К счастью, и коммерческие показатели (общемировые кассовые сборы в размере $134 млн. при бюджете $31 млн.) впечатлили.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Первая версия:
Запах женщины / Profumo di donna (1974)
Материалы о фильме:
Аль Пачино: запах «Оскара» // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 20. – С. 6-8.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий