Бойцовая рыбка / Rumble Fish (1983)

Бойцовая рыбка / Rumble Fish (1983): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Бойцовская рыбка» (вариант перевода названия).

США.

Продолжительность 94 минуты.

Режиссёр Фрэнсис Форд Коппола.

Авторы сценария С.Э. Хинтон, Фрэнсис Форд Коппола по роману С.Э. Хинтон.

Композитор Стюарт Коупленд.

Оператор Стивен Х. Барам.

Жанр: драма

Краткое содержание
Расти Джеймс (Мэтт Диллон), живущий в Талсе, штат Оклахома, просит своих друзей Смоуки (Николас Кейдж), Б.Дж. Джексона (Крис Пенн) и недалёкого умом Стива (Винсент Спано), сходить вместе с ним на встречу с Биффом Уилкоксом (Гленн Уитроу), лидером небольшой шайки. Разговор быстро выливается в поножовщину, однако в самый напряжённый момент появляется старший брат Расти, известный под прозвищем «Мотоциклист» (Микки Рурк), который отсутствовал несколько лет…

Также в ролях: Дайан Лэйн (Пэтти), Деннис Хоппер (отец), Дайана Скарвид (Кассандра), Лоуренс Фишбёрн (Миджет), Уильям Смит (Паттерсон, полицейский), Майкл Хиггинс (мистер Хэрриган), Том Уэйтс (Бенни), София Коппола (Донна, в титрах как Domino), Джан-Карло Коппола (кузен Джеймс, в титрах как Gio), С.Э. Хинтон (проститутка), Эмметт Браун (мистер Добсон).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 14.06.2015

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Бойцовая рыбка / Rumble Fish (1983): кадр из фильма
Сын беспечного ездока

Завершая работу над «Изгоями» /1983/, Фрэнсис Форд Коппола загорелся желанием там же, в Талсе, осуществить постановку фильма по другому (третьему по счёту) роману Сьюзен Элоизы Хинтон – «Бойцовая рыбка», опубликованному в 1975-м году. И хотя руководство Warner Bros. не проявило энтузиазма, именитому режиссёру и продюсеру удалось без особых трудностей получить финансовую поддержку (бюджет вновь составил $10 млн., вполне солидную по тому времени сумму) от другой крупной кинокомпании, Universal Pictures. Причём писательница (между прочим, по традиции отметившаяся в «камео», на сей раз в обличии проститутки, предлагающей Расти «поразвлечься») затратила сравнительно немного времени – порядка двух недель – на адаптацию литературного первоисточника в сценарий. Всё это может навеять подозрения, что Коппола, почувствовав, что напал на золотоносную жилу, решил по максимуму эксплуатировать выигрышную тематику – за что и поплатился1. Однако Фрэнсис, доверивший не главные, но достаточно заметные партии своим родственникам (помимо племянника Николаса Кейджа – сыну Джан-Карло2 и дочурке Софии, скрывшимся в титрах под псевдонимами Джио и Домино), не лукавил, заверяя, что проект являлся исключительно важным для него в личном плане. Он даже поместил под занавес трогательное посвящение Августу Копполе, «моему первому и лучшему учителю»!

Бойцовая рыбка / Rumble Fish (1983): кадр из фильма
Разговор братьев по душам

Картина надолго остаётся в памяти благодаря пронзительной интонации, делающей близкой и понятной историю обычного в общем-то парня, растущего в относительно крупном (не являющемся мегаполисом, но тем не менее – втором в штате) населённом пункте. Расти Джеймс предоставлен самому себе отцом, ударившимся в беспробудное пьянство (приглашение бывшего «беспечного ездока» Денниса Хоппера, разумеется, не случайно) после того, как ушла жена, тратя лучшие годы на глупые развлечения и… сокрушаясь по минувшим временам, когда банды казались «настоящими», окрестности же ещё не заполонили наркотики. Возвращение старшего брата, настоящей легенды в глазах местных тинэйджеров, отправившегося в Калифорнию, к океану, несёт смутную надежду на то, что обстановка изменится к лучшему. Но есть ли основания для радужных чаяний? Любопытно, что в книге Бифф был обезоружен при помощи цепи, а в киноверсии вернувшийся блудный сын не пожалел для этого любимого мотоцикла. Микки Рурк поразительно точно выбран на роль последнего байкера, вчерашнего бунтаря (само собой, без причины и без идеала) и возмутителя спокойствия, уставшего от подростковых шалостей и тщетно ищущего что-то стоящее. Строгий офицер Паттерсон по-прежнему видит в нём основную угрозу спокойствию улиц, а глубокомысленные рассуждения и странные поступки остаются за гранью понимания окружающих людей. «Мотоциклист» не пытается взять под опеку Расти и, наверное, не строит иллюзий, что тот уловит смысл слов о бойцовых рыбках, которые принимаются убивать друг друга в аквариуме, но не стали бы ввязываться в смертельную схватку в реке, где полно места – где есть свобода. Трагической (пожалуй, сознательно выбранной парнем) развязке не приходится удивляться – но величественная панорама бескрайнего океана, куда Джеймс, исполнив мечту покойного, добрался, не позволяет завершить сеанс с тягостным чувством на сердце.

Бойцовая рыбка / Rumble Fish (1983): кадр из фильма
Закадычные приятели

Впрочем, «Бойцовая рыбка» покоряет не одним лишь ощущением искренности, которого стараются добиться (но добиваются далеко не всегда) авторы произведений о беспутных годах юности. Режиссёр словно стремится, отказавшись от банального реализма «Изгоев», компенсировать упущение собственной кинематографической молодости, обратившись к авангардистской эстетике, уже будучи зрелым, умудрённым опытом художником. Однако изысканное, порой изощрённое изобразительное решение (нечто среднее между немецким киноэкспрессионизмом и французской «новой волной») совершенно не отдаёт формализмом, позволяя более полно донести суть поведанной истории. Сам «Мотоциклист» видит мир в чёрно-белых тонах (хотя и уверяет, что не всегда страдал дальтонизмом) – и нетрудно догадаться, что дым, пыль, смог, туман, облака в кадре исчерпывающе характеризуют существование Джеймса, не способного наладить отношения с Пэтти и завоевать авторитет у приятелей, слоняющегося за братом, точно потерявшийся щенок. Таким нетривиальным способом Фрэнсис Форд Коппола подчёркивает, что пытался поведать не только о поколении тех, кто мужал в период безвременья – после того, как отгремели 1960-е, так и не оправдавшие ожиданий. Его задачей было разобраться в причинах затяжного смятения конкретного (и, судя по задаткам, не самого бесталанного) человека. Смятения, грозящего из проявления юношеского максимализма превратиться в доминирующее душевное состояние – приобрести экзистенциальные черты.

.

__________
1 – Кассовые сборы не превысили $2,5 млн.
2 – Наряду с братом Романом он, кроме того, исполнял обязанности ассоциированного продюсера.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Денисов И. От бунтаря к порядочному янки // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 14. – С. 49-54.
Зуева Ю. Микки Рурк: Бунтарь по имени «Мышка» // Видео-Асс Премьер. – 1994, осень. – С. 70-73.
Зуева Ю. Бунтарь по имени «Мышка». Продолжение // Видео-Асс Премьер. – 1994, № 22. – С. 52.

Материалы о фильме (только тексты) 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+