Освобождение: Огненная дуга / Osvobozhdenie: Ognennaya duga (1969)

Освобождение: Огненная дуга / Osvobozhdenie: Ognennaya duga (1969): постер

Полнометражный фильм.

Другие названия: «Освобождение. Фильм первый. Огненная дуга» (вариант написания названия), «Освобождение. Фильм 1. Огненная дуга» / «Befreiung. Teil 1. Der Feuerbogen» (ГДР), «Красная армия в освобождении Европы» / «L’armata rossa alla liberazione dell’Europa» (Италия), «Освобождение» / «Wyzwolenie» (Польша), «Великая битва» / «Великое сражение» / «The Great Battle» (США), «Освобождение: Огненная Дуга» / «Liberation: The Fire Bulge» / «Liberation: The Bulge of Fire» (международное англоязычное название).

СССР, ГДР, Польша, Италия.

Продолжительность 93 минуты.

Режиссёр Юрий Озеров.

Авторы сценария Юрий Бондарев, Оскар Курганов, Юрий Озеров.

Композитор Юрий Левитин.

Оператор Игорь Слабневич.

Жанр: военный фильм, драма, мелодрама

Краткое содержание
Адольф Гитлер (Фриц Диц), недовольный результатами полевых испытаний новейшего танка, лобовую броню которого пробивает снаряд, выпущенный из орудия Т-34, поручает верховному командованию Вермахта подготовить к лету 1943-го года наступательную операцию «Цитадель». Однако усилиями Ставки Верховного Главнокомандования, офицеров и солдат Красной армии исход битвы на Курской дуге оказался совсем не таким, на какой рассчитывали нацисты.

Также в ролях: Михаил Ульянов (маршал Жуков), Николай Олялин (Сергей Цветаев), Лариса Голубкина (Зоя), Петер Штурм (генерал Модель), Юрий Каморный (танкист Васильев), Бухути Закариадзе (Иосиф Сталин), Владлен Давыдов (Рокоссовский), Виктор Авдюшко (Максимов), Владислав Стржельчик (Антонов), Борис Зайденберг (Орлов), Сергей Никоненко (Сашка), Всеволод Санаев (Лукин), Владимир Самойлов (Громов), Ян Энглерт (Ян «Янек» Вольный), Герд Михаэль Хеннеберг (генерал Вильгель Кейтель), Ханньо Хассе (Ганц Гюнтер фон Клюге), Флорин Пьерсик (Отто Скорцени), Хорст Гизе (сапёр), Евгений Буренков (Василевский), Юрий Дуров (Уинстон Черчилль), Станислав Яскевич (Франклин Рузвельт), Сергей Харченко (Ватутин), Тыну Аав (немецкий офицер в концлагере), Георгий Бурков (сержант), Дмитрий Франько (Рыбалко), Иво Гаррани (Муссолини), Цезары Юльский (немецкий солдат), Артём Карапетян (диктор, озв.), Юрий Легков (маршал Конев), Валерий Носик (Дорожкин, сержант), Иосиф Гогичайшвили (Яков Джугашвили), Игорь Озеров (Леонтьев), Лев Поляков (генерал-полковник Андрей Гречко), Николай Рушковский (Москаленко),  Зигфрид Вайсс (Манштейн), Константин Забелин (генерал Михаил Катуков), Виктор Байков (Вячеслав Молотов), Александр Барушной (сэр Алан Брук), Юрий Померанцев (генерал Власов), Константин Тыртов (генерал штаба Воронежского фронта), Михал Волдемар Акуратерс (капитан Уильям Ф. Стюарт), Михаил Кокшенов (артиллерист капитана Цветаева), Юрий Леонидов (майор, командир пехотного батальона из армии Рыбалко), Юрий Назаров (боец РОА, захваченный Сашкой), Николай Ерёменко (Иосип Броз Тито).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.09.2016

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Освобождение: Огненная дуга / Osvobozhdenie: Ognennaya duga (1969): кадр из фильма
Простой польский танкист

Юрий Озеров, прошедший всю Великую Отечественную войны, которую начал рядовым связистом, а закончил в звании майора, с двумя орденами и несколькими медалями, ещё во время Кёнигсбергской операции (так во всяком случае он позже рассказывал супруге) дал себе зарок когда-нибудь поведать о советских воинах – победителях и освободителях. Но, пожалуй, не менее существенно, что устремления кинематографиста совпали с пониманием руководством КПСС, возглавленным новым Генеральным секретарём – Леонидом Ильичом Брежневым, необходимости создания экранной эпопеи, посвящённой событиям 1941-45-х годов. Не совсем точно, что прежде соответствующий опыт ограничивался монументальными постановками, осуществлёнными (Михаилом Чиаурели, Игорем Савченко, Владимиром Петровым) ещё при Иосифе Виссарионовиче Сталине. В хрущёвскую «оттепель» на фоне таких выдающихся – раскрывавших трагедию народа через трагедии отдельных людей – кинолент, как «Летят журавли» /1957/, «Мир входящему» /1961/, «Иваново детство» /1962/ отнюдь не затерялась, скажем, «Повесть временных лет» /1961/ Юлии Солнцевой. Но в целом возникло тревожное ощущение, что наше киноискусство начало уступать в идеологическом противостоянии голливудским и западноевропейским мастерам, взявшимся превозносить лепту в общую Победу американцев, англичан и французов1, зачастую – с недопустимым принижением роли (роли, бесспорно, решающей) Красной армии. Вряд ли у кого-то возникнут сомнения в том, что Юрию Николаевичу удалось справиться с ответственной миссией блестяще.

Освобождение: Огненная дуга / Osvobozhdenie: Ognennaya duga (1969): кадр из фильма
Стоят насмерть!

Дело не только в колоссальном зрительском энтузиазме в момент премьеры: выпущенная (одновременно со вторым фильмом, получившим подзаголовок «Прорыв») в широкий кинопрокат 9-го мая 1970-го, картина стала лидером сезона с результатом 56,1 млн. проданных билетов. Постепенно «Освобождение» (в меньшей степени – последующие работы Озерова, задуманные в качестве тематических продолжений) стало не просто видным событием культурной жизни того времени, но и одним из символов всей брежневской эпохи. Именно тогда СССР с союзниками по Варшавскому договору удалось достичь надёжного военного паритета со странами НАТО, возглавляемыми США, что найдёт официальное отражение, в частности, в подписании (в 1975-м году) Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Поражающие воображение (съёмка с вертолётов позволила дополнительно подчеркнуть масштаб) картины сражений с разрывами снарядов, с дымом и гарью, с устремившимися в атаку сотнями танков и тысячами пехотинцев демонстрировали несокрушимую мощь нашей армии предельно наглядно! Если уж у гигантской милитаристской машины Третьего рейха, опиравшейся на колоссальные природные, людские, финансовые ресурсы, развитую науку и промышленность и чётко, без сбоев функционировавшую систему управления (выразительного пролога оказалось достаточно, чтобы охарактеризовать Адольфа Гитлера умным и чрезвычайно опасным соперником), не получилось одолеть и поработить сплочённое социалистическое государство… Не случаен и выбор точки отсчёта действия (здесь, разумеется, не могли не учитываться требования высоких кураторов, не рискнувших дать согласие на освещения первых лет, омрачённых продвижениями немецко-фашистских войск) – момента, ознаменовавшего начало освобождения временно оккупированных земель и ставшего залогом будущего разгрома неприятеля.

Освобождение: Огненная дуга / Osvobozhdenie: Ognennaya duga (1969): кадр из фильма
Всё смешалось: танки, самолёты

Существенной составляющей успеха авторов, о которой много писалось кинокритиками, стал почти идеально выдержанный баланс, скажем так, стратегического, тактического и оперативного подходов. Сотрудничество режиссёра в написании сценария с писателем и журналистом (спецкором газеты «Правда» на протяжении пятнадцати лет, в том числе в 1941-45-х) Оскаром Кургановым и романистом Юрием Бондаревым, частично использовавшим материалы из ряда своих произведений, по праву считается хрестоматийным примером плодотворной работы над «многоуровневым» сценарием. Раскрытие вклада высшего командования (превосходен эпизод, когда маршал Жуков, на основании полученных у пленного сведений отдавший приказ об артиллерийской контрподготовке, напряжённо ожидает с соратниками наступления основных сил противника) органично сочетается с тем, что принято называть «окопной правдой». Это касается не только переходов с общего плана к конкретным обстоятельствам, когда, допустим, бой танков внезапно перерастает в… перестрелку и рукопашную схватку танкистов, вылезших из своих горящих машин. Без отдельных инцидентов (достаточно вспомнить участь майора Максимова, с презрением отнёсшегося к «великодушному» подарку) исчерпывающе раскрыть причины побед не удалось бы так же, как без донесения мысли о важности деятельности штабов. Грубо говоря, как моральный дух, отвага, выносливость, смекалка солдат и офицеров, так и противоборство коллективных разумов (анализ данных разведки, разработка операций, общее руководство и координация войск и т.д.) являются необходимыми, но по отдельности – недостаточными условиями для того, чтобы одержать верх. Наконец, в отношении авторов «Освобождения» упрёки в приукрашивании фактов (а такие упрёки раздавались, особенно в «перестройку») были заведомо несправедливыми. Достоверность версии (получившей широкое распространение именно с подачи Озерова) о пленении Якова Джугашвили и об отвергнутом Сталиным предложении обменять сына на фельдмаршала Паулюса действительно подвергается обоснованным сомнениям. Однако здесь следует иметь в виду, что сам эпизод встречи с предателем Власовым, прибывшим в лагерь Заксенхаузен для вербовки в ряды РОА, призван поведать о том, увы, грустном факте, что и в наших рядах наличествовал не только героизм. Но героизм всё же превалировал над трусостью, слабостью, изменой. Потому великое Освобождение и состоялось.

.

__________
1 – Ярчайшие примеры – «Пушки острова Наварон» /1961/, «Самый длинный день» /1962/ и «Горит ли Париж?» /1966/.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Волтищ Е. А. Волтищ. Эпопея освобождения// Искусство кино. – 1972, № 5. – С. 41-54.
Зарубежная печать о цикле «Освобождение» // Искусство кино. – 1972, № 5. – С. 52-54.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+