Английский пациент / The English Patient (1996)

Английский пациент / The English Patient (1996): постерПолнометражный фильм.

Великобритания, США.

Продолжительность 162 минуты.

Режиссёр Энтони Мингелла.

Автор сценария Энтони Мингелла по роману Майкла Ондатже.

Композитор Габриэль Яред.

Оператор Джон Сил.

Жанр: драма, мелодрама, военный фильм

Краткое содержание
Канадка Хана (Жюльет Бинош, премия «Оскар»), несущая службу медсестрой в военном госпитале где-то в Италии, на территории, освобождённой союзниками от немецкой оккупации, просит командование оставить её в заброшенном монастыре вместе с «английским пациентом» — человеком (Рэйф Файнс, номинация на премию «Оскар»), потерявшим память и чудом выжившим с огромным количеством ожогов на коже, для которого эвакуация равносильна пытке.

Также в ролях: Уиллем Дефо (Дэвид Караваджо), Кристин Скотт Томас (Кэтрин Клифтон), Навин Эндрюс (Кип), Колин Ферт (Джеффри Клифтон), Джулиан Уэдэм (Мэдокс), Юрген Прохнов (майор Миллер), Кевин Уэйтли (сержант Харди), Клайв Меррисон (Фенелон-Барнс), Нино Кастельнуово (Д’Агостино).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 25.02.2013

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Английский пациент / The English Patient (1996): кадр из фильма
Любовь в пустыне

Поначалу продюсер Сол Зэнц пытался реализовать проект совместно с 20th Century Fox – но руководство студии выдвинуло условием присутствие «звёзд», изрядно удивив предлагаемыми кандидатурами. После разрыва фильмом, к счастью, заинтересовались владельцы Miramax Films, которым не иначе как шестое чувство подсказало, что затраченные на производство $27-31 млн. (огромные средства для «независимой» кинокомпании!) не только вернутся сторицей1, но и обеспечат безоговорочный триумф на «оскаровской» церемонии, принеся девять наград в двенадцати номинациях. Особенно показательны премии француженке Жюльет Бинош (иностранные актрисы всё-таки редко жалуются Американской киноакадемией) и ветерану Уолтеру Мёрчу, одним из первых применившему технологии цифрового монтажа.

Английский пациент / The English Patient (1996): кадр из фильма
Допрос с пристрастием

Причину ажиотажа вокруг «Английского пациента» объясняли удачной попыткой возрождения эстетики Большого Голливудского Стиля, тем более неожиданной, что Энтони Мингелла, когда-то дебютировавший камерной драмой, свыше десяти лет проработал на английском телевидении сценаристом, а затем – осуществил две скромные постановки для большого экрана. Эпизоды в Сахаре, когда храбрым членам Королевского географического общества приходится противостоять разбушевавшейся стихии, действительно вызывают в памяти завораживающие кадры «Лоуренса Аравийского» /1962/, а хитросплетения судеб действующих лиц, в которые грубо вмешивается закулисная политика держав в канун неотвратимо надвигающейся мировой бойни, – лишь усиливают сходство с замыслом Дэвида Лина. Причём авторам удаётся передать эпическое дыхание событий, легко восходя от злоключений конкретных личностей к глобальным событиям, почти не прибегая к «традиционным» методам – к батальным сценам с многотысячными массовками и обилием пиротехнических эффектов. Отражённые средства зачастую позволяют передать суть войны не менее аутентично!

Английский пациент / The English Patient (1996): кадр из фильма
Канадка в Италии

Что и говорить, лестные слова для британского режиссёра, которому фильм ещё и предоставил возможность вернуться на землю предков – в Италию после падения муссолиниевской диктатуры и нацистской оккупации. И всё-таки работа Мингеллы, продемонстрировавшего незаурядное кинематографическое чувство в процессе адаптации одноимённого романа Майкла Ондатже, изданного в 1992-м году, не укладывается в искусственно навязываемую схему. Вернее, ветрам Истории, в том числе – обретающим мощь песчаной бури, тоже отводится существенное место, но даже они оказываются бессильны перед величием внутреннего мира человека. «В памяти любовь живёт вечно», – гласит рекламный слоган. Справедливость смелого утверждения доказывает не только участь графа Ласло де Алмаши, под давлением оперативника канадских спецслужб, носящего фамилию легендарного художника эпохи Возрождения, признающего, что на самом деле не страдает амнезией, – и рассказывающего об обстоятельствах передачи немцам карт пустынных местностей. Искренне тянущаяся душой к обезображенному «английскому пациенту», смутно догадываясь о том, что этот человек, чудом переживший очередной день2, оберегает важную, глубоко личную тайну прошлого, Хана сама обретает родственную душу в чутком и, хочется сказать, отмеченном печатью восточной мудрости Кипе. Навин Эндрюс, который позже прославился в образе иракца Саида Джарраха в телесериале «Остаться в живых», демонстрирует, пожалуй, не меньше благородства и широты натуры в обличии сикха, несущего службу в рядах британской армии. Мингелла вслед за Ондатже стремится передать почти не выразимый словами пиетет к жизни, поскольку даже перипетии, которые человек не может воспринять иначе как трагедиями, скрывают великий (пусть и остающийся нередко за пределами понимания разумом) смысл.

.

__________
1 – В североамериканском прокате картина соберёт $78,7 млн., в общемировом – $231,976 млн.
2 – Процесс наложения грима на лицо и тело Рэйфа Файнса занимал по пять часов!

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Конфедерат Ольга. Рубрика «Рецензии». «Английский пациент» // Бум-бум. – 1997, № 17. – С. 16.
Лицедей без лицемерия // Видео-Асс Известия. – 1998, № 38 (03). – С. 56-57.
Белостоцкий Геннадий. Грядет передел кинорынка? // Видео-Асс Известия. – 1998, № 38 (03). – С. 107.
Мариничева Елена. Не ходите на баррикады! // Видео-Асс Известия. – 1998, № 38 (03). – С. 142.

Материалы о фильме (только тексты) 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+