Чокнутые / Nuts (1987)

Чокнутые / Nuts (1987): постер

Полнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).

Другие названия: «Чокнутая» / «Ненормальная» / «Ненормальные» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 116 минут.

Режиссёр Мартин Ритт.

Авторы сценария Том Топор, Дэррил Понискан, Элвин Сарджент, Кристофер Уилкинсон (без указания в титрах) по пьесе Тома Топора.

Композитор Барбра Стрейзанд.

Оператор Анджей Бартковяк.

Жанр: драма, триллер

Краткое содержание
Аарон Левински (Ричард Дрейфус, номинация на «Золотой глобус») не испытывает особой радости оттого, что по указанию судьи вынужден исполнять функции государственного защитника Клаудии Дрейпер (Барбра Стрейзанд, номинация на «Золотой глобус»), девушки по вызову. Женщина настаивает, что, вопреки ходатайству предыдущего адвоката, мнению отчима Артура Кирка (Карл Молден) и матери Роуз (Морин Стэйплтон) и заключению доктора Герберта Моррисона (Илай Уоллак), является психически вменяемой. И что в состоянии выступить на судебном процессе, где намерена доказать, что убила клиента, Аллена Грина (Лесли Нильсен), защищаясь от его насильственных действий.

Также в ролях: Джеймс Уитмор (судья Стэнли Мёрдох), Роберт Уэббер (Фрэнсис МакМиллан), Уильям Принс (Кларенс Миддлтон), Дэкин Мэттьюс (первый судья), Пол Бенджамин (Гарри Харрисон), Уоррен Манзи (Сол Крайглитц), Элизабет Хоффман (доктор Джонсон), Кастулло Гуэрра (доктор Арантес), Стейси Бергман (Клаудия в 16 лет), Хэйли Тейлор (Клаудия в 11 лет).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.09.2016

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Чокнутые / Nuts (1987): кадр из фильма
Всё-таки сошлись

Сильнее всех из исполнительского ансамбля поражает – потрясает! – всё-таки не Барбра Стрейзанд, пусть и получившая рекордный на тот момент для актрис гонорар ($5 млн.1) абсолютно заслуженно. Она демонстрирует, безусловно, превосходное умение передать внутреннюю драму героини, чьё поведение, объявляемое неприемлемым для общества, на поверку оказывается адекватным. Во всяком случае в свете выясняющихся в ходе предварительных слушаний обстоятельств детства Клаудии, долгие годы скрывавшей ото всех, включая любящую мать, что является жертвой сексуальных домогательств отчима, последующая судьба женщины не вызывает вопросов. Великолепен, как всегда, и Ричард Дрейфус, воплотивший образ догадливого, умного (незабываем кадр, когда Аарона осеняет мысль в ходе допроса свидетеля – не каждому лицедею удастся столь убедительно передать рождение в голове человека блестящей идеи!) и интеллигентного адвоката. Однако подлинным открытием для многих (для очень, очень, подозреваю, многих) станет эпизодическая роль Лесли Нильсена, на тот момент уже приучившего зрителей к работам в пародиях и эксцентрических комедиях. Мало того, именно на съёмочной площадке картины Мартина Ритта «звезде» поступило предложение от братьев Цукеров поучаствовать в развитии сериала «Полицейский отряд!» /1982/ на большом экране, после чего он уже не выйдет за рамки юмористических теле- и кинопроизведений. Видеть, как артист, изображавший бесстрашного и благородного, хотя и недалёкого ума, блюстителя закона Фрэнка Дребина, предстаёт в обличии пожилого джентльмена, внезапно, свирепея, превращающегося в психопата, готового, почувствовав власть над другим существом, жестоко расправиться над беззащитной проституткой, – тот ещё эстетический шок…

Чокнутые / Nuts (1987): кадр из фильма
Мастер убеждения

Впрочем, обозначенный выше аспект следует отнести к категории парадоксов, не так уж редко возникающих в киноискусстве. Это не снижает накала страстей, не обесценивает проделанных кинематографистами наблюдений в области, скажем так, психических и эмоциональных реакций индивидов, поставленных в крайне непростые условия стечением житейских обстоятельств. Не удивительно, что руководство Universal Pictures, приобретшее в свете успеха2 одноимённой пьесы Тома Топора права на экранизацию, в итоге испугалось скандальности тематики – и уступило соответствующую возможность конкурентам из Warner Bros. Левински проницательно замечает, что его подзащитная является чокнутой не более, чем половина граждан Нью-Йорка, и, кстати, самим своим поведением показывает действенные способы противостояния будничному безумию и насилию, захлестнувшим мегаполис. Чисто «технический» вопрос (на чём настаивает доктор, твёрдо убеждённый в верности диагноза) перерастает даже не в юридическую, а в философскую полемику, в которой судье предстоит сделать нелёгкий выбор, ответив для себя на вопрос: в чём заключается предел свободы воли? Насколько прошлое, в том числе – болезненные впечатления, полученные в детстве, довлеют над уже повзрослевшим человеком, принуждая принимать те или иные решения? На мой взгляд, было бы упрощением сводить сущность к концепции Зигмунда Фрейда, в которой важное место уделялось детским травмам: наоборот, чем дальше, тем основательнее закрепляется мнение о Моррисоне как о пленнике собственного профессионального опыта пополам с авторитетными академическими теориями. Даже миссис Кирк, по привычке смотрящей на мир сквозь розовые очки, находит мужество принять дочь такой, какой та стала, без осуждений и желания помочь – в соответствии с тем, как это представляет. В предпоследней постановке Мартин Ритт (к слову, сменивший по настоянию Барбры Марка Райделла) по-новому раскрывает тематику, проходившую красной нитью через его лучшие киноленты, доказывая, что безоговорочно находится на стороне того, кто не сник и не пал под ударами судьбы, а отстаивает своё достоинство и право нести ответственность за совершённые поступки.

.

__________
1 – Правда, кассовые сборы в национальном прокате составили $30,9 млн., притом что производственный бюджет разросся до $25 млн.
2 – В том числе на Бродвее, где, начиная с состоявшейся 28-го апреля 1980-го года премьеры, прошло 96 представлений.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Карцева Елена. Весы Фемиды // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 140-141.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+