Эдвард Руки-ножницы / Edward Scissorhands (1990)

Эдвард Руки-ножницы / Edward Scissorhands (1990): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Эдвард руки-ножницы» / «Эдвард Рукиножницы» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 105 минут.

Режиссёр Тим Бёртон.

Автор сценария Кэролайн Томпсон по сюжету Тима Бёртона и Кэролайн Томпсон.

Композитор Дэнни Элфман.

Оператор Стефан Чапски.

Номинация на «Оскар»: Стэн Уинстон и Ви Нейл (грим).

Жанр: драма, кинофантазия, мелодрама

Краткое содержание
Пег Боггс (Дайан Уист), являющаяся торговым агентом косметической компании Avon Products, в поисках потенциальных клиентов заходит в замок, расположенный неподалёку от провинциального городка, где она живёт. Там женщина обнаруживает странного юношу по имени Эдвард (Джонни Депп, номинация на «Золотой глобус») с огромными ножницами вместо пальцев рук, созданного, как впоследствии выяснится, изобретателем (Винсент Прайс), который скоропостижно скончался, не успев завершить творение. Пег приглашает его пожить в своём доме, не догадываясь, каким открытием тот станет для окружающих.

Также в ролях: Вайнона Райдер (Ким), Энтони Майкл Холл (Джим), Кэйти Бейкер (Джойс), Роберт Оливери (Кевин), Кончата Феррелл (Хелен), Кэролайн Аарон (Мардж), Дик Энтони Уильямс (офицер Ален), О-Лэн Джонс (Эсмеральда), Алан Аркин (Билл), Сьюзан Бломмэрт (Тинка), Линда Пери (Кисси), Виктория Прайс (ведущая новостей по ТВ), Стивен Брилл (мойщик посуды), в эпизоде Ник Картер (сосед).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 28.04.2015

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Эдвард Руки-ножницы / Edward Scissorhands (1990): кадр из фильма
Феномен…

Очень заманчиво попытаться отождествить художника и его творение. Если на предыдущие постановки Тима Бёртона накладывались требования и запреты продюсеров, особенно когда речь заходила о блокбастерах (например, о «Бэтмене» /1989/), то «Эдвард Руки-ножницы» вполне можно, казалось бы, считать его первым авторским проектом, реализованным без финансовых ограничений. Любопытно, что руководство Warner Bros. как-то не прониклось предложенной идеей, однако режиссёр без особых трудностей нашёл единомышленников на другой крупной студии, Twentieth Century Fox Film Corporation, выделившей $9 млн. (в процессе работы бюджет увеличился до $20 млн.), предоставив режиссёру полную творческую свободу. Результат, как известно, оказался превосходным, причём помимо успеха у публики (кассовые сборы в национальном прокате составили $56,36 млн., общемировые – $86 млн.) полученный фильмом «культовый» статус одарил массой дополнительных выгод. Но в данном случае показательно другое. Тим действительно не скрывал, что сюжет уходит корнями в переживания раннего подросткового возраста, когда он постарался выразить чувство отчуждённости в рисунке человека с руками-ножницами, производящими пугающее и отталкивающее впечатление на окружающих, мешающими делать повседневные вещи и вместе с тем – являющимися орудием созидания. Так сказать, воплощение противоречия! Противоположностью Эдварда выступает, разумеется, Джим (забавно видеть в подобном образе Энтони Майкла Холла, прославившегося в картинах Джона Хьюза ролями тинэйджеров-изгоев), самоуверенный сынок богатых родителей, не останавливающийся ни перед чем – ни перед подлостью, ни перед преступлением, чтобы взять от жизни всё. И, наконец, невозможно не выделить ту парадоксальную смесь уничижительного сарказма с… нежностью, с какой Бёртон живописует нравы провинциального населённого пункта (прототипом послужил калифорнийский Бербанк) с чистенькими, уютными домами и ухоженными двориками, где каждый знает о соседях больше, чем о членах собственной семьи.

Эдвард Руки-ножницы / Edward Scissorhands (1990): кадр из фильма
Творец и его творение

Вот только стирание граней между автором и персонажами (вообще биографический подход в киноведении, равно как и в литературоведении) несёт риск утраты чувства меры – и, как следствие, придания неоправданно большого значения случайным или малосущественным деталям. Грубо говоря, принципиальнее, как именно Бёртону и сценаристке-дебютантке Кэролайн Томпсон удалось развить замысел, сделав историю интересной и эмоционально близкой многим, на какие обобщения выйти. Кадры с престарелым изобретателем (последнее появление на киноэкране ветерана Винсента Прайса1), ушедшим в мир иной в самый трогательный и ответственный момент, не успев одарить своё создание руками, невольно приобретают в данной связи символичное звучание. Введение пролога и эпилога с постаревшей Ким, рассказывающей внучке о себе в молодости, заставляет поломать голову на предмет того, когда именно разворачивается действие, поскольку приметы современности тесно переплетены со знакомыми сказочными и мифологическими (архетипическими?) мотивами. Люди ничуть не изменились за прошедшие столетия – и всё так же подвержены действию стадных инстинктов, сбиваясь в толпу и выказывая готовность растерзать любого, от кого исходит опасность. Пусть даже опасность мнимая, а тот, кто впопыхах (и не без стараний таких обывательниц до мозга костей, как Джойс) принят за врага общества, ещё вчера вызывал всеобщее восхищение… Поразительно, как много эмоций удаётся выразить Джонни Деппу (с этого момента – актёру-талисману Тима) красноречивым молчанием героя, скованными и неловкими движениями. И как он преображается2 в процессе творчества! Однако выразительнее всего представляются, безусловно, живые скульптуры – воплощённые фантазии Эдварда. Как бы ни издевались над извечным поиском людьми высокого смысла существования скептики и насмешники, а вывод, к которому подводят авторы, звучит убедительнее: предназначение человека разумного – сделать мир, в который тот пришёл, лучше, добрее, прекраснее.

.

__________
1 – Между прочим, не отношения ли с этим легендарным лицедеем на склоне лет отчасти послужили основой для соответствующих эпизодов в «Эде Вуде» /1994/?!
2 – К слову, перед Стэном Уинстоном стояла задача не менее сложная, чем в фантастических фильмах (вроде «Нечто» /1982/ и «Терминатора 2: Судного дня» /1991/).

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Вооружён ножницами и очень опасен // Видео Асс Экспресс. – 1991, № 1. – С. 18.
Тумансина Н. Очень печальный мальчик // Ровесник. – 1993, № 11. – С. 30-31.
Порно – кино(шка) // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 06. – С. 44-47.
Эшпай Валентин А. Американские режиссеры поколения «бейби-бум». Тим Бартон // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 27. – С. 160-161.
Рейзен О. Молодой Голливуд // Видео-Асс Sunrise. – 1994, № 03. – С. 14-16.

Материалы о фильме (только тексты) 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+