Эммануэль / Emmanuelle (1974)

Эммануэль / Emmanuelle (1974): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Эмманюэль» (вариант перевода названия).

Франция.

Продолжительность 105 минут.

Режиссёр Жюст Жакен.

Автор сценария Жан-Луи Ришар по роману Эммануэль Арсан.

Композитор Пьер Башеле.

Оператор Ришар Сузуки.

Жанр: драма

Краткое содержание
Эммануэль (Сильвия Кристель), прилетевшая в столицу Таиланда к мужу-дипломату Жану (Даниэль Сарки), поначалу слегка раздосадована перспективой праздного и однообразного существования. Однако, следуя советам новых подруг, в первую очередь — раскрепощённой девушки по имени Мари-Анж (Кристин Буассон), она постепенно открывает для себя новый мир. Мир всевозможных плотских удовольствий…

Также в ролях: Ален Кюни (Марио), Марика Грин (Би), Жанна Коллетен (Ариана), Саманта, Габриэль Бриан, Грегори.

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 23.09.2014

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Эммануэль / Emmanuelle (1974): кадр из фильма
Смотрит в будущее?

Те, кто видели замечательный постановочный боевик «Канонерка на Янцзы» /1966/ Роберта Уайза, не могли не обратить внимания на несчастную девушку по имени Мэйли, вынужденную, не имея иных возможностей расплатиться с долгами, зарабатывать проституцией, в которую до беспамятства влюбляется американский моряк. Актриса-дебютантка, урождённая Марайя Бибид (между прочим, появилась на свет не где-нибудь, а именно в Бангкоке!), фигурировавшая в титрах под фамилией мужа, Андриан, сочетала невинность и чувственность, внутреннюю силу и жертвенность… Воплощённый на экране образ парадоксально рифмуется с личностью исполнительницы, на тот момент уже получившей известность на литературном поприще – под псевдонимом Эммануэль Арсан. Правда, впоследствии выяснилось, что роман «Эммануэль», впервые изданный во Франции ещё в 1959-м году, писался при активном участии её супруга-дипломата Луи-Жака Ролле-Андриана… Вероятно, подобно тому, как Жан всячески поддерживал благоверную в стремлении отдаться во власть всё сильнее распаляемого воображения – вплоть до исполнения прихотей маэстро Марио, многоопытного в вопросах чувственных наслаждений.

Эммануэль / Emmanuelle (1974): кадр из фильма
Единомышленницы…

Казалось бы, причину рождения культурного феномена следует искать именно в первоисточнике, даровавшем кинематографистам замечательную возможность переплести красивый вымысел с экзотической натурой, а безудержные фантазии – спроецировать на волнующие воспоминания. Фильм Жюста Жакена, обошедшийся в производстве в скромную сумму (бюджет оценивается в $500 тыс.), пользовался огромным спросом не только на Родине создателей, где было продано 8,89 миллионов билетов, причём в одном из кинотеатров, Triomphe, расположенном на Елисейских полях, сеансы не прекращались свыше десяти лет, до февраля 1985-го. Общемировая аудитория оцениваются в колоссальную цифру 50 миллионов человек, кассовые сборы1 – в $100 млн.! Но почему в таком случае осталась незамеченной первая, итальянская киноверсия, «Я, Эммануэль» /1969/, равно как и картина «Лора» /1976/, снятая самой Арсан (совместно с Ролле-Андрианом, а также Роберто Д’Этторе Пьяццоли)? Почему подвергнутый нещадной эксплуатации – как вмиг прославившейся Сильвией Кристель, так и её бесчисленными подражательницами – образ быстро вышел в тираж, в то время как оригинальный фильм ничуть не устарел, по-прежнему дразня и волнуя зрителей, давно привыкших к откровенным зрелищам?..

Эммануэль / Emmanuelle (1974): кадр из фильма
Соблазнительница

Небесталанный дебютант, безусловно, извлёк ценные уроки из своих прежних профессий, в первую очередь – мастера художественной фотографии. Деликатное использование светофильтров, работа с цветом и выбор ракурсов, чередование съёмок на природе и в роскошных интерьерах – всё это создаёт нужное настроение, особую атмосферу эротизма, утончённого, как бы разлитого в воздухе. Но, пожалуй, гораздо сильнее завораживает процесс погружения Эммануэль (под душещипательную песню Пьера Башеле) в бездну страсти, пылающей в глубинах подсознания. Отмечая безупречный подбор актрис (соблазнительной Кристель, юной Кристин Буассон, Марики Грин и др.), не меньше поражаешься проницательности Жакена в части приглашения выдающегося артиста Алена Кюни, за которым неизбежно тянется шлейф прежних ролей: от менестреля Жиля, не убоявшегося гнева самого дьявола, до интеллектуала у Федерико Феллини, остро переживавшего приближение краха мира. Для состоятельных и принадлежащих к сливкам общества (особенно на фоне азиатов-дикарей, показанных не без презрения, отдающего душком расизма) супругов, олицетворяющих собой высший класс западноевропейского общества, прозябающих в материальном достатке и безделье, «сексуальная революция» – лишь начало. Организуя для изнеженной, внутренне неудовлетворённой парижанки экскурсию по злачным местам Бангкока, Марио, точно заправский искуситель, даёт ей прочувствовать сладость запретного плода, принуждая ломать психологические барьеры и заставляя испытывать всё более сомнительные ощущения, когда удовольствие перемешано с унижением и физической болью. От измен, призванных разнообразить наскучившую интимную жизнь, – к опасным связям и садомазохистским оргиям… Кинодраматург Жан-Луи Ришар, много сотрудничавший с Франсуа Трюффо2, и режиссёр, конечно, не стремились придать истории критическое или иносказательно-символическое звучание. Но в точности обрисовывания перспектив, открывающихся всякому, кто ступает на вязкую стезю безудержного гедонизма, им не откажешь. Не удивительно, что Жюст не захотел снимать продолжения «Эммануэли» – и обратился к роману «История О» Полин Реаж, в котором мотив звучит ещё настойчивее.

.

__________
1 – Любопытно, что права на демонстрацию за океаном приобрела крупная кинокомпания Columbia Pictures, получив $4,9 млн. прокатной платы.
2 – И, если верить журналистам, мэтр «новой волны» помогал кинематографистам ценными советами.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
… с половиной недель эротики // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 16. – С. 58.
«Эммануэль» // Видео Дайджест. – 1990, № 03. – С. 57-60.
Сильванович О. Сильвия Кристель: у образа в плену // Видео Дайджест. – 1990, № 03. – С. 62-63.
Эротические фантазии госпожи «О» // Видео-Асс. – 1990, № 01. – С. 74-78.
Борев Владимир. Прощай, невинность! // Видео-Асс. – 1990, № 03. – С. 6-8.

Материалы о фильме (только тексты) 

Pages: 1 2 3 4 5 6

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+