Эрик-викинг / Erik the Viking / Erik viking (1989)
Другие названия: «Эрик Викинг» / «Эрик, викинг» / «Викинг Эрик» (варианты перевода названия).
Великобритания, Швеция.
Продолжительность 107 минут (версия, выпущенная видеокассетах в 1990-м году, – 89 минут; версия, выпущенная на DVD-дисках в 2006-м году, – 75 минут).
Режиссёр Терри Джонс.
Автор сценария Терри Джонс.
Композитор Нил Иннес.
Оператор Иэн Уилсон.
Жанр: комедия, приключенческий фильм, кинофантазия
Краткое содержание
Во время очередного набега молодой викинг Эрик (Тим Роббинс) становится невольным виновником гибели женщины по имени Хельга (Саманта Бонд). По возвращении в родную деревню его начинают одолевать муки совести. Мудрая ведунья Фрейа (Эрта Китт) открывает Эрику великую тайну: оказывается, причиной всему Рангарёк — наступление мрачной эры гибели богов. Викинг решает отправиться в Асгард и сделать так, чтобы над планетой снова засияло солнце.
Также в ролях: Микки Руни (дедушка Эрика), Терри Джонс (король Арнулф), Имоджен Стаббс (принцесса Ауд), Джон Клиз (Хальдан Чёрный), Цутому Секинэ (надзиратель), Энтони Шер (Локи), Гэри Кэди (Кейтель-кузнец), Чарльз МакКеон (отец Свена), Тим МакИннери (Свен-берсерк), Фредди Джонс (Харальд-миссионер), Джим Бродбент (викинг Эрнест, насильник), Салли Джонс (беременная подруга Лифа), Нил Иннес (житель Хай-Бразил).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 16.10.2015
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Английское издательство Pavilion Books ещё в 1983-м году выпустило книжку «Эрик-викинг», написанную Терри Джонсом для детей и украшенную колоритными иллюстрациями Майкла Формана. Но… было бы наивно считать одноимённый фильм мало-мальски верной – по духу или хотя бы по букве – экранизацией. Правоверный «монтипайтоновец» не мог позволить себе поставить под удар репутацию непримиримого насмешника, ниспровергателя отживших свой век моральных устоев, разрушителя политических мифов и культурных стереотипов и т.д. Однако дополнительным стимулом для запуска фильма в производство (между прочим, при финансовой и творческой поддержке Швеции, где интерес к соответствующему периоду общескандинавской истории по понятным причинам высок) послужил, надо полагать, амбициозный проект, накануне реализованный Терри Гиллиамом. Нужны доказательства? А что такое райское островное государство Хай-Бразил (название можно перевести, как ‘Верхняя Бразилия’), как не отсылка к персональному шедевру соратника-тёзки? К тому же, Джонс лично изобразил мудрого, дальновидного и обладающего идеальным музыкальным слухом монарха, мужественно отказывающегося взглянуть в лицо фактам, предпочитая уйти под воду вместе с подданными. Кто же одержал творческую победу?
Если «Приключения барона Мюнхгаузена» /1988/, где принял участие Эрик Айдл, не оправдали радужных надежд, то «Эрика-викинга» (к Джонсу по старой дружбе присоединился Джон Клиз, также изобразив властителя) ждало уже полное разочарование. Удручающие финансовые показатели1, а главное, кислая реакция конкретных зрителей подвигли постановщика существенно сократить хронометраж ленты перед выпуском на видеокассетах. В довершение всего в 2006-м на DVD-дисках увидела свет версия, ещё сильнее урезанная, перемонтированная и переозвученная под руководством… его сына Билла Джонса. Надо полагать, папа не слишком дорожил своим детищем! И действительно сложно не заметить снижение у режиссёра-сценариста остроты взгляда на всемирную историю, в данном случае – на эпоху викингов, ранее воспетую кинематографистами2 в авантюрно-романтическом ключе. Но это неудача именно по высшему счёту, то есть – если исходить из той высоты планки, что установили себе участники труппы «Монти Пайтон». Проводя иносказательную параллель между мифической эпохой после гибели богов и «холодной войной», окончание которых грозит утратой доходов и социального статуса кузнецам-оружейникам, Терри всё-таки не разделяет безмерного оптимизма, раздутого в угаре «тэтчеризма» – на волне трудностей Восточной Европы. Тим Роббинс (утверждённый, заметим в скобках, после отказа Тома Халса и Николаса Кейджа) не боится выставить своего персонажа в смешном до нелепости свете, показывая, как нелегко убеждённому пацифисту и гуманисту радикально менять (по принципу «кто, если не я?») агрессивную среду. Но и с такой оговоркой, вопреки каскаду мрачноватых и язвительных зарисовок сатирического толка (чего только стоит образ Харальда, недалёкого христианского миссионера!), «Эрик-викинг» воспринимается чуть ли не самой жизнеутверждающей работой Джонса со товарищи. Фильм оставляет нам слабую надежду на то, что Рагнарёк завершится – и на небо взойдёт красно солнышко, озаряя лучами многострадальную землю и бескрайние моря…
.
__________
1 – Так, в североамериканском прокате кассовые сборы составили $1,9 млн.
2 – Достаточно вспомнить голливудских «Викингов» /1958/ Ричарда Флейшера, едко высмеянных в эпизоде в трактире.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Видеоклуб // Ровесник. – 1991, № 1. – С. 32.
Добавить комментарий