Красный скорпион / Red Scorpion (1989)

Телингатер Елена Дольф Лундгрен: сыграет ли он Марка Антония? // Видео-Асс Премьер. – 1993, № 13. – С. 21-24.

ДОЛЬФ ЛУНДГРЕН: СЫГРАЕТ ЛИ ОН МАРКА АНТОНИЯ?

Его беспокоит наибольшая популярность тех фильмов, где он играет негодяев…

Никто не может (до сих пор!) с уверенностью сказать, была ли потасовка Лундгрена с Ван Даммом на Каннском фестивале игрой на публику или это было всерьез? Таковы «законы жанра» рекламной кампании фильма «Универсальный солдат», герои которого, уж точно сражаются не на жизнь, а на смерть. И, скорее всего, те, кто привык отождествлять актера с создаваемыми им персонажами, вспомнили, как жесток и коварен в исполнении Лундгрена Иван Драго, к примеру, в «Рокки-4». Но в жизни Лундгрен – прямая противоположность своим персонажам. Бравшая у него интервью журналистка Марианна Грэй отметила, что Дольф «неожиданно спокоен, остроумен, очарователен и умен». На вопрос, кого из шекспировских героев ему хотелось бы сыграть, Лундгрен ответил слегка ошарашенно Грэй: «Марка Антония – потому что он читал стихи, прежде чем отрубить неприятелю голову!»

Конечно, в таком поддразнивании за внешней бравадой ощущается налет горечи актера: «Все время приходится доказывать публике, что ты – не просто очередная гора мускулов. Да и журналисты с такими, как я, особенно не церемонятся».

Лундгрена беспокоит, что среди его фильмов наиболее популярны те, в которых он играет негодяев – «Рокки-4» и «Универсальный солдат». Согласие на роль в последнем фильме он дал после длительных размышлений и колебаний. «Я не хочу, чтобы меня считали типичным кинозлодеем. Поэтому я попытался подойти к роли сержанта Скотта с юмористической точки зрения. Вспомните сцену, когда он попадает в магазин и ведет себя там, как в джунглях!»

Мечта Дольфа – сыграть в романтической комедии. «Конечно, с такими бицепсами я не смогу изобразить зануду-очкарика. Но я чувствую, что способен играть, а не только демонстрировать мускулы. Ведь многие великие актеры – Брандо, Уэйн, Дин – начинали с ролей мордоворотов». Тем не менее Лундгрен доволен сыгранной в «Универсальном солдате» ролью беспощадного вояки, погибшего во Вьетнаме в 1969 году, воскрешенного и «усовершенствованного» с помощью науки будущего и вступившего в смертельную схватку с таким же «универсальным» бойцом (Ван Дамм), с которым у него сохранились счеты еще со времен войны во Вьетнаме, Лундгрен говорит, что съемки были очень тяжелыми: им с Жан-Клодом пришлось более двух недель мокнуть под искусственным, но вполне проливным дождем, самим исполнять многие опасные трюки. Лундгрен считает, что с появлением видео, профессиональные спортсмены будут все больше вытеснять профессиональных актеров из приключенческих боевиков: ведь сейчас, когда любители киносражений могут остановить на экране и тщательно изучить каждый кадр, сцены поединков необходимо снимать с максимальной достоверностью, а это требует от исполнителей идеального владения телом.

Дольф признался, что в первые дни работы с Ван Даммом между ними было «ужасное напряжение», так как до этого они знали друг о друге только понаслышке. К тому же они исповедуют разные стили восточных единоборств, не состыкующихся на экране. Оба согласились не злоупотреблять каратэ, чтобы фильм был интересен не только поклонникам боевых искусств Востока.

Лундгрен начал заниматься каратэ с 14 лет. До того он был хилым, тощим подростком, страдавшим к тому же целым букетом аллергических заболеваний. Он родился (кстати, под знаком Скорпиона – 3 ноября 1959 года) в семье ученых – членов шведской Королевской академии наук. В детстве Дольф обожал кино, особенно американское. Ему ужасно хотелось стать таким, как Брюс Ли, но спортом мальчик не занимался – стеснялся своего костлявого тела и вообще постоянно испытывал неуверенность в себе. Это продолжалось до того дня, как Дольф впервые взял в руки книгу о каратэ. Прочитав ее, он был захвачен идеей достижения сверхчеловеческих возможностей благодаря упорной работе над телом и в результате записался в школу каратэ

21

стиля кекусинкай – одного из самых жестких и жестоких видов восточных единоборств. В отличие от весьма популярных ныне на Западе «бесконтактных школ», в кекусинкай сражаются только в полный контакт.

Дольф вспоминает, что первым приходил на тренировки, и последним уходил. Вскоре парень освоил основные приемы борьбы, научился колоть ребром ладони доски и кирпичи, почувствовал уверенность в собственных силах и… начал ввязываться во все уличные драки, чтобы самоутвердиться. К 16 годам, получив черный пояс первой степени, он какое-то время всерьез помышлял о карьере рок-музыканта: огромный успех группы «АББА» в тс годы вдохновлял многих шведских подростков. Родители же настаивали, чтобы Дольф продолжал учиться и стал инженером.

Поколебавшись, Лундгрен решает все-таки пожертвовать музыкой ради спорта. Учась в стокгольмском Королевском технологическом институте, Дольф параллельно занимается спортом и в 20 лет становится чемпионом Европы по кикбоксингу. Решив, однако, что это еще не предел его возможностей, Лундгрен отправляется в Японию, на родину каратэ. Ему невероятно повезло: какое-то время он входил в число немногих счастливцев, занимающихся в школе легендарного мастера, основателя стиля кекусинкай Масутацу Оямы (в 1979 году японцы сняли о нем фильм «Обреченный на одиночество», который в конце 80-х шел в советском прокате). В 1981 году Лундгрен получил черный пояс мастера, и (отчего бы нет?) попытался позировать для журналов мод. Однако карьера фотомодели не удалась: внешность атлета была так фактурна, так выразительна, что отвлекала от рекламируемых нарядов.

В 22 года он получил стипендию аспиранта по специальности «химическая технология» в Массачусетском колледже и переехал в Бостон, США. Не исключено, что Дольф занимался бы химией и по сей день, если бы не вмешался случай. В бытность фотомоделью он познакомился со знаменитой чернокожей манекенщицей и актрисой Грей Джонс. Она пригласила Лундгрена навестить ее на съемках очередного джеймсбондовского боевика «Вид на убийство», в котором играла главную женскую роль. Когда Дольф появился на съемочной площадке, его внешность произвела на всех такое впечатление, что ему сразу же вручили автомат и поставили на первый план в сцене одного из сражений. Дольф был в кадре целых 20 секунд!

«Мое первое впечатление от киносъемок было таким сильным, что сразу же решило дальнейшую судьбу. Я не мог дождаться момента, когда вырвусь из химической лаборатории. Ведь сниматься гораздо интереснее!» Бросив колледж, Лундгрен переезжает в Нью-Йорк и поступает на курсы актерского мастерства.

1985 год. Идет подготовка к съемкам очередной серии «Рокки» с Сильвестром Сталлоне, и продюсеры обращают внимание на Лундгрена, как на возможного исполнителя советского боксера Ивана Драго. (Это было начало «русской» темы, преследующей его на протяжении всей кинокарьеры: впоследствии он сыграл советского воина в «Красном скорпионе», а в прошлом году шли переговоры о совместном американо-российском фильме о Ермаке, которого должен был играть Лундгрен; к сожалению, этот проект пока отложен). Вначале продюсерам не понравилось, что соперник Рокки будет выше его почти на целую голову. Потом они потребовали, чтобы Дольф «для внушительности» набрал дополнительный вес. Лундгрен согласился поправиться на 6 килограммов, и в результате полугода переговоров и ожиданий роль все-таки досталась ему.

«О таком прорыве в кино можно только мечтать, – признается Дольф, – многие ли актеры дебютировали в боевике стоимостью в 30 миллионов долларов?» Однако после выхода в прокат «Рокки-4» на Лундгрена посыпались обвинения в тупости и жестокости – мало кто знал, что «этот мощный швед» едва не стал доктором химических наук. Кроме того, спортивные комментаторы ехидно отмечали, что каратист Лундгрен (как, впрочем, и актер-писатель Сталлоне) мало что смыслит в боксе, что их герои вообще находятся в разных весовых категориях и не имели права вместе выходить на ринг. Но зрители (и, что важно, продюсеры) заметили и запомнили начинающего актера. Хотя на протяжении всего фильма Лундгрен произносит всего несколько фраз, трудно забыть внушительную мускулатуру и тупой отсутствующий взгляд Ивана Драго – настоящей машины убийств, не знающей ни жалости, ни слабости, ни привязанностей. Благодаря Лундгрену психологический слом Драго в финале не кажется натяжкой – с помощью совершенной пластики актер сумел передать состояние, для которого у авторов не нашлось психологических мотивировок.

Кстати, именно в 1985 году Лундгрен, ранее бодибилдингом не увлекавшийся, начинает качать мускулы и постепенно отходит от занятий каратэ. Сегодня он увлекается самыми разными видами спорта – бегом, растяжкой, немного тяжелой атлетикой, теннисом и даже такой экзотической игрой, как поло. Кроме того, он придерживается специальной оздоровительной диеты и питается только экологически чистыми продуктами. Дольф охотно рассказывает о своих спортивных увлечениях, но подчеркивает, что теперь считает себя актером и рассчитывает на серьезные драматические роли.

Увы, таковых никто не предлагает. Выждав два года, он снимается в фантастическом приключенческом комиксе «Владыки Вселенной» – бледной копии «Звездных войн». Лундгрен играет некоего могущественного представителя внеземной цивилизации, прилетевшего на нашу планету в

22

поисках ключа, с помощью которого можно управлять Вселенной. Его следующей ролью становится русский спецназовец в военном боевике категории «Б» «Красный скорпион», который почти не шёл в широком прокате, да и на видео стал популярен только у нас, в России – очевидно, за прославление мощи и доблести советского воина. Героя Лундгрена посылают убить лидера повстанцев неназванной страны, но он переходит на сторону восставших и жестоко мстит большевикам. В 1989 году актер дважды играет полицейских – в триллере «Палач» и фантастическом боевике «Ангел тьмы». Год спустя – отважного журналиста в «Дымовой завесе». Но все его герои – и советский спецназовец, и американский журналист, и полицейский, и «владыка Вселенной» – мало чем отличаются друг от друга. Выразительная пластика Лундгрена не в состоянии компенсировать слабость сценариев и беспомощность режиссуры. В то время, как его коллеги-соперники Жан-Клод Ван Дамм и Стивен Сигал в каждом новом фильме предлагают зрителям все более захватывающее и закрученное зрелище, Лундгрен продолжает оставаться заложником второсортных фильмов и режиссеров.

«Я надеюсь найти сценарий, в котором было бы больше психологических нюансов в характере героя», – заявил Лундгрен в 1988 гаду после выхода «Красного скорпиона», «Я надеюсь, что рано или поздно смогу сниматься в хороших фильмах», – сказал он во врем рекламной кампании «Ангела тьмы». «Хочу верить, что когда-нибудь зрители будут смотреть на мое лицо, а не на мускулы», – признался он на премьере еще одного полицейского боевика, «Разборка в «Маленьком Токио».

«Я очень недоволен этим фильмом», – сказал Лундгрен, когда репортер журнала «Сине-Ньюс» посетовал, что «Разборка в «Маленьком Токио» не шел в широком прокате во Франции. Я никого не виню и считаю, что неудача должна стать для меня хорошим уроком. Я понял, что должен требовательнее относиться к сценарию и работать только с хорошими режиссерами. Впрочем, Лундгрен согласился играть в «Разборке…» только из-за того, что его партнером по ленте стал сын Брюса Ли – Брэндон Ли. «Многие сравнивают Брэндона с отцом. Я не знал Брюса Ли, хотя смотрел все его фильмы. Но мне кажется, что его сын – совсем другой человек. Мне нравится в нем то, что он не прикрывается именем отца, работает много и упорно. Брэндон – великолепный мастер кунг-фу. Но самое прекрасное в нем то, что он никогда не строит из себя супермена, с ним очень приятно работать». Лундгрен возлагал на «Разборку…» большие надежды – ведь он был копродюсером фильма, и потому неудача была вдвойне огорчительна.

Скорее всего, именно из-за этой неудачи он и согласился сниматься в «Универсальном солдате». Пусть роль злодея, но зато в фильме категории «А»! Ему не пришлось пожалеть о своем решении: лента с огромным успехом прошла по всему миру, а сам Лундгрен, по его признанию, «сделал в нем 95% того, что хотел». Опросы зрителей подтвердили, что актер на сей раз не ошибся в выборе: герои Лундгрена и Ван Дамма пользовались приблизительно равной популярностью. Что ж, история Голливуда знает немало примеров, когда обаятельный злодей, затмивший положительных героев, в последующих сериях возвращался на экран уже в главной роли – вспомним Терминатора, вспомним Ганнибала Лектера из «Молчания ягнят», для которого сейчас пишется сценарий второй серил! Не исключено, что подобная судьба уготована и неповторимому в своем коварстве сержанту Скотту из «Универсального солдата». Но пока…

Сейчас Дольф Лундгрен завершает работу над фильмом «Дерево Джошуа». Ленту ставит Вик Армстронг, работавший ранее с Джорджем Лукасом над сериалом о приключениях Индианы Джонса. Лундгрен играет бежавшего из тюрьмы заключенного, который захватывает девушку-заложницу, не зная, что она полицейский. Актер говорит, что фильм по стилистике будет напоминать знаменитое «Бегство» Сэма Пекинпа. В ближайших планах Лундгрена – съемки в фантастическом триллере «Растаявший без следа», финансировать который будет мастер ужасов Джон Карпентер, а ставить – канадский режиссер Ив Симоно. Кроме того, Дольф надеется рано или поздно сняться в шведском фильме, «чтобы хоть раз в жизни сыграть на родном языке».

«Я чувствую себя наполовину европейцем, наполовину американцем, – говорит он. – Люблю свой дом в Америке на Малибу-бич, но вместе с тем обожаю путешествовать. Мне нравится сниматься в Европе, а костюмы я заказываю только у европейских портных». Каждое лето Дольф старается приезжать в Швецию навестить родных и близких. Среди его шведских друзей много тренеров кекусинкай; вместе с ними Лундгрен проводит занятия каратэ с детьми, отдыхающими в летних лагерях. Очевидно, этим актер частично компенсирует издержки холостяцкой жизни.

«Я всегда стремился понять себя и осознать свои возможности, – говорит он. – И каждый мой новый герой помогает мне в этом. С каждым фильмом мне удастся находить в своей душе новые, неожиданные грани».

Елена ТЕЛИНГАТЕР

24

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+