Крылья голубки / The Wings of the Dove (1997)

Мазуров Антон. Города и люди // Видео-Асс Известия. – 1998, № 38 (03). – С. 54-55.

ФЕСТИВАЛИ

«ЛИКИ ЛЮБВИ»-97

ГОРОДА И ЛЮДИ

Не правда ли, приятно зимней московской порой погрузиться в темный мрак уютного кинотеатра и, сохраняя в себе благость рождественского настроя, довериться мерцающему свечению экрана? Если только для этого в третий раз проводятся Марком Рудинштейном «Лики любви», то какие, собственно, могут быть споры на темы его конкуренции с летним Московским международным кинофестивалем…

И все же без грустных размышлений по поводу «фестивальной жизни» не обойтись. Задуманный как парад лучшего и интересного кино «на заданную тему» кинопраздник превратился в мыльный пузырь непродуманных анонсов и несостоявшихся обещаний. Сперва пропал объявленный в каталоге «Титаник» Джеймса Кэмерона. Потом загадочно исчезли из расписания два «золотых гвоздя»: «Отблеск воспоминаний» Алана Рудольфа и «Урок танго» англичанки Салли Поттер, в котором талантливая феминистка сыграла главную роль.

На фестивале демонстрировался всего один российский игровой фильм с весьма характерным названием «Раздетые» Кирилла Серебренникова. Этот дебют вполне укладывается в контекст кинематографа-мытаря (по названию малобюджетно-бездарной картины Олега Фомина «Мытарь»). Скинувший иго идеологии нищий отечественный кинорынок, как и страны «третьего мира», предлагает преимущественно кустарно-коммерческие поделки, подделки и безделки… или торопливые, невыношенные киноленты. Думается, рывок в сторону высокого искусства в ближайшее время нереален.

Зрителю, прежде всего, был представлен набор love stories европейского производства, с которыми редко можно встретиться в обычных кинотеатрах. В этом, собственно, вся привлекательность «Ликов любви».

Фильм англичанина Йена Софтли – экранизация книги Генри Джеймса 1902 года «Крылья голубки», до сих пор не переведенной на русский язык. Извечная любовная триада испытывается на прочность богатством и смертельной болезнью. Несмотря на стильную выдержанность игры Хелены Бонем Картер и в особенности огненно-рыжей Элисон Эллиот, картина все же не удалась. Одержимость режиссера живописью Густава Климта вылилась в навязчивое цветовое решение (золото на синем). Характерно изломанные позы героев напоминают атмосферу декаданса начала века. Кроме того, психологические нюансировки классического романа почти не чувствуются. Все как-то наспех склеено, не срежиссировано, а операторские изыски неуместны. Грустное впечатление усиливает игра постаревших звезд Шарлотты

54

Рэмплинг и Элизабет Макговерн. И все же это – приятная глазу картина (*** по шестибалльной системе).

Дебют канадца Филипа Гудхью «Интимные отношения» – забавный образец трагифарса. Бесхарактерный молодой моряк, шантажируемый хозяйкой квартиры и ее тринадцатилетней дочерью, вынужден безудержно заниматься с ними любовью под страхом быть разоблаченным. Длинная череда жалких попыток избавиться от нескончаемых сексуальных домогательств заканчивается кровавой трагедией. Блестящи женские актерские работы, хотя приз на фестивале в Монреале почему-то получил маловыразительный Руперт Грейвз (***).

Авторским самовыражением французской актрисы Брижит Руан стал ее второй режиссерский опыт – «После соития животные грустят». Руан удостоила фестиваль своим присутствием и была, наверно, шокирована пустотой зала на показе в «Америкоме». Это очистительно-грустная история энергичной парижской интеллектуалки, с трудом спасающей себя после испепеляющего романа с отвратительным и коварным молодым самцом (***).

Ленту ведущего испанского режиссера Карлоса Сауры «Такси» смотреть не интересно. Фильм погиб под грузом проблемного содержания: ксенофобия, неонацизм… Приличествующее времени присутствие транссексуалов, романтичная испанская музыка и удивительно невыразительная работа оператора Витторио Стораро, великого мастера «живописи светом». Саура не забыл свою постоянную тему постфранкистского искупления, но потерял связь с ускользающей современностью (**).

Вариации на темы «маленькой Ло» и фильма Эдриана Лайна «Лолита» «Видео-Асс» представлял в № 36 (1).

«Китайская шкатулка» гонконгского режиссера Уэйна Вонга, работающего в США и известного своей дилогией «Дым» и «С унынием в лице», снята по сценарию самого Вонга и француза Жан-Клода Карьера. Главная роль, как и в фильме Лайна, отдана болезненно-нервическому Джереми Айронсу, в паре с которым играет китайская красавица Гун Ли. Трагическая невозможность любви, безнадежная раздвоенность: два государства, две расы, две культуры – не тема, а ощущаемая интонация фильма, мастерски визуально исполненная в кроваво-красных тонах Вилко Филачем, оператором Эмира Кустурицы. Буквально ускользает из-под ног англичанина островная китайская земля – и это запечатлено на видеокамеру с внимательностью профессионального журналиста и поэтичной восприимчивостью давно живущего в Гонконге европейца. События происходят накануне 1 июля 1997 года, когда Великобритания прощалась с городом-колонией (*****).

И неожиданно попавшая в программу лента сорокалетнего Хулио Медема «Земля» оставила ошеломляющее впечатление как несомненный шедевр. История человека и его двойника, одна из популярнейших в литературе и кинематографе, решена в ландшафтах луноподобной оранжевой поверхности северной Испании. Персонаж Кармело Гомеса – ангел, спускающийся с небес в облике специалиста по борьбе с сельхозвредителями и отдающий себя человеческой любви к эротичной и своевольной Марии и тихой, неприкаянной Анхеле (*****).

Увидит ли фильмы, представленные на «Ликах любви», российский зритель, остается не ясным, так как прокат безжалостен к авторскому кинематографу, и все благие начинания, рождаемые в столице, там и оседают.

Антон МАЗУРОВ

55

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+