Мамма мия! / Mamma Mia! (2008)
Полнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).
Другое название: «Мама мия!» (вариант перевода названия), «Мамма мия! Фильм» / «Mamma Mia! The Movie» (рекламное название).
США, Великобритания, ФРГ.
Продолжительность 108 минут.
Режиссёр Филлида Ллойд.
Автор сценария Кэтрин Джонсон на основе своей музыкальной книги.
Композиторы Бенни Андерссон, Бьорн Ульвеус.
Оператор Харис Замбарлукос.
Жанр: комедия, мюзикл, мелодрама
Краткое содержание
Софи Шеридан (Аманда Сейфрид), живущая на одном из живописных греческих островов вместе со своей мамой Донной (Мерил Стрип, номинации на «Золотой глобус» и «Грэмми»), владелицей небольшой гостиницы, никогда не знала, кто её отец. Не знала, пока неожиданно, в канун собственной свадьбы, не нашла и не прочитала старый дневник родительницы, поняв, что возможных кандидатов — трое. Это американец Сэм Карлмайкл (Пирс Броснан), англичанин Гарри Брайт (Колин Ферт) и швед Билл Андерсон (Стеллан Скарсгард). Софи, не мешкая, посылает им приглашения — и те… приплывают.
Также в ролях: Доминик Купер (Скай), Джули Уолтерс (Рози Маллиган), Кристин Барански (Таня Чешем-Ли), Филип Майкл (Пеппер), Хуан Пабло Ди Паче (Петрос), Дилан Тернер (Стэг), Бенни Андерссон (пианист, без указания в титрах), Бьорн Ульвеус (греческий бог, без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 04.06.2023
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Вообще-то легендарный музыкальный коллектив из Швеции уже пробовал запечатлеть себя и своё творчество на целлулоидную плёнку – однако «ABBA: Фильм» /1977/, снятый малоизвестным тогда Лассе Хальстрёмом, казался излишне буквальным и, прямо скажем, примитивным подражанием картинам с участием квартета The Beatles. Другое дело – новый проект, который ещё в сценическом воплощении вызывал повышенный ажиотаж, начиная с дебютного представления (6-го апреля 1999-го года) в лондонском Театре имени принца Эдварда. В данном случае, безусловно, возымела немалое значение и личность Филлиды Ллойд, причисляемой к числу ведущих мастеров британских подмостков, в том числе оперных, которая дебютировала (правда, на её счету был телефильм «Глориана» /2000/) в большом кинематографе. Ведь именно Филлида руководила самой престижной, бродвейской постановкой…
Собственно, «Мамма мия!» является достаточно уникальным в жанровом отношении кинофильмом. Оглядка на опыт экранных мюзиклов, нередко (да что там – очень, очень часто) вдохновлявшихся работами художников с Бродвея, несомненна. А широкое использование сугубо кинематографической специфики вроде съёмок на роскошной натуре и смелого применения монтажа, в принципе, практиковал ещё Басби Беркли. Ближе к финалу перипетии оказываются, право, совсем традиционными, и интерес к очередному описанию очередной «большой греческой свадьбы»1 слегка снижается в силу высокой предсказуемости событий. А сама всенепременно радостная развязка, когда любовная интрига получает идеальное разрешение, – тем более характерна для продукции «фабрики грёз».
И тем не менее опыт Ллойд, а также Кэтрин Джонсон, которая отвечала за драматургию, весьма любопытен и ценен в эстетическом отношении. При всех оговорках картина представляет собой яркую, заводную, красочную диско-оперу – если ввести этот термин по аналогии с рок-оперой, дополнительно оговорившись, что речь идёт о киноадаптации не отдельного, завершённого альбома, а сборника из серии The Best of ABBA или The Greatest Hits. Подобно «Томми» группы The Who или пинкфлойдовской «Стене». Ведь это Джонсон надлежало придумывать (и продумывать!) фабулу, «вписывая» старые шлягеры в житейские обстоятельства неунывающей Донны и её развесёлого окружения – не наоборот. Ведь пришлось приложить немало творческих усилий, чтобы с экрана органично зазвучали такие разные композиции, как обличительная Money, Money, Money, лирическая Winner Takes It All и жизнерадостная Dancing Queen, которые, кстати, в новом контексте приобрели неожиданные смысловые оттенки. Бенни Андерсон и Бьорн Ульвеус своими камео лично засвидетельствовали правомерность таких метаморфоз. И уж настоящим подарком эстетам2 должно стать остроумное и дерзкое (в сущности, типично постмодернистское) стремление авторов потревожить тень классиков античной комедии, угадывающейся и по выразительным деталям, и в самой атмосфере беззаботно-сардонического действа.
.
__________
1 – В основу мелодрамы Джоэла Звика также была положена пьеса, хотя и не музыкальная.
2 – Публика-то с восторгом приняла относительно дорогую ($52 млн.) ленту, в мировом прокате собравшую $611,3 млн.
Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)
Добавить комментарий