На последнем дыхании / Breathless (1983)
Полнометражный фильм.
Другое название: «Бездыханный» (вариант перевода названия).
США.
Продолжительность 98 минут.
Режиссёр Джим МакБрайд.
Авторы сценария Л.М. Кит Карсон и Джим МакБрайд на основе сценария Жана-Люка Годара и сюжета Франсуа Трюффо.
Композитор Джек Ницше.
Оператор Ричард Х. Клайн.
Жанр: фильм действия, драма, мелодрама, триллер
Краткое содержание
Джесси Луджак (Ричард Гир), угнав очередной автомобиль, заявляется на квартиру к Монике Пуаккар (Валери Каприски) — француженке, изучающей в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе архитектуру, с которой познакомился в Лас-Вегасе. Девушка не в восторге от незваного гостя, ведущего себя нагло и непредсказуемо, но постепенно — сдаётся под напором его обаяния. Ситуация осложняется тем, что накануне Джесси нечаянно выстрелил в полицейского, скончавшегося от полученного ранения, и теперь — находится в розыске.
Также в ролях: Арт Метрано (Бирнбаум), Джон П. Райан (лейтенант Парментал), Уильям Теппер (Пол), Роберт Данн (сержант Энрайт), Гарри Вудроу (Тони Беррутти), Лиза Джейн Перски (продавщица), Джеймс Хонг (бакалейщик), Вальдемар Калиновски (Томачофф), Трейси МакБрайд (женщина в Ford Thunderbird), Джесси МакБрайд (ребёнок в Ford Thunderbird).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 01.11.2017
Авторская оценка 5/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Французские прокатчики, проявив типично галльское чувство юмора, выпустили картину на экраны под названием «A Bout de Souffle Made in USA», то есть «На последнем дыхании – сделано в США». Тем самым они не только заострили внимание на факте обращения заокеанских коллег к одному из признанных шедевров национальной кинематографии, но и дополнительно – намекнули на другую постановку Жана-Люка Годара, содержащую острые выпады против американской культурной и экономической экспансии. Впрочем, это не способствовало росту любопытства широкой публики (аудитория составила всего 686 тысяч), в то время как в Соединённых Штатах ленту встретили достаточно заинтересованно1.
В принципе, кандидатура Джима МакБрайда была не худшей из возможных для реализации амбициозного проекта. Он не стал подражать создателям оригинала, предложив «перевёрнутую» ситуацию. Точно выбран Ричард Гир, не стремящийся имитировать Жана-Поля Бельмондо – продолживший собственную (вспомним «Дни жатвы» /1978/ Терренса Малика) актёрскую линию, да и приглашение Валери Каприски, накануне прославившейся в эротической драме «Афродита» /1982/, оказалось уместным. Джесси принадлежит, разумеется, к той же, что и Мишель, породе отчаянных сорвиголов, существующих сегодняшним днём, «на последнем дыхании» и обязательно вне закона, но… нюансы тоже важны. Годаровское обилие явных и скрытых цитат, многозначительных обрывочных фраз, стимулирующих ассоциативное мышление зрителя, и т.д. уступает место одержимости персонажа продуктами массовой культуры: комиксами про Серебряного Сёрфера и шлягерами Джерри Ли Льюиса. Выбор супергероя, рассекающего на доске по пустынным космическим пространствам, который отрёкся от зла, и прерывистый ритм композиций рок-н-ролльного бунтаря (между прочим, позже Джим напрямую обратится к биографии музыканта в «Больших огненных шарах» /1989/) – вот что занимает мысли Луджака. Да и подобное выражение прозвучит слишком громко, поскольку Джесси не привык думать – следует сиюминутным импульсам, почти всегда действует по наитию, завоёвывает ли сердце интеллигентной иностранки, общается ли с прожжённым делягой, заказавшим угнанный автомобиль, или скрывается от полиции, преследующей по пятам. Такому типу, строго говоря, противопоказано владеть оружием – и всякий раз, когда пистолет (случайно!) попадает к нему в руки, это приводит к беде. Не говоря уже о том, что рассчитывать на готовность хорошей девушки Моники отречься от благополучного будущего ради существования в бегах, без твёрдого заработка, в бедной Мексике, было по меньшей мере наивно… Таким образом, МакБрайд подтвердил, что конфликт, намеченный Годаром и Франсуа Трюффо, является в известной мере универсальным. Вот только если деятелям «новой волны» курьёзная история криминального толка послужила поводом для высказывания о Времени – о целой эпохе, находящейся в предвкушении бурных перемен, то их последователю добиться обобщений, увы, не удалось. А может, он к тому и не стремился?..
.
__________
1 – При бюджете $7 млн. кассовые сборы составили $19,9 млн.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Кудрявцев Сергей. Ричард Гир: возвращение кровного брата // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 31. – С. 52-55.
Ричард Гир // Видео-Асс Sunrise. – 1994, № 2. – С. 27-28.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий