Общество мёртвых поэтов / Dead Poets Society (1989)

Общество мёртвых поэтов / Dead Poets Society (1989): постерПолнометражный фильм (премия «Сезар», номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Другое название: «Общество покойных поэтов» / «Общество умерших поэтов» / «Общество усопших поэтов» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 128 минут.

Режиссёр Питер Уир (номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»).

Автор сценария Том Шульман (премия «Оскар» и номинация на «Золотой глобус»).

Композитор Морис Жарр.

Оператор Джон Сил.

Жанр: комедия, драма

Краткое содержание
Новая Англия, 1959-й год. В закрытую и консервативную частную Велтонскую школу прибывает новый преподаватель английской литературы — профессор Джон Китинг (Робин Уильямс, номинации на «Оскар» и «Золотой глобус»). Поначалу его дерзкие, неортодоксальные методы ведения уроков настораживают подопечных. Но постепенно Китингу удаётся расшевелить души ребят, открыть ученикам истинную красоту слова, привить навыки самостоятельного, творческого мышления. Вдохновившись примером учителя, друзья основывают Общество мёртвых поэтов. Но долго ли продлится торжество свободы духа?

Также в ролях: Роберт Шон Леонард (Нил Перри), Итан Хоук (Тодд Андерсон), Джош Чарльз (Нокс Оверстрит), Гейл Хэнсен (Чарли Далтон), Дилан Кассман (Ричард Кэмерон), Аллелон Руджеро (Стивен Микс), Джеймс Уотерстон (Джерард Питтс), Норман Ллойд (мистер Нолан), Кертсвуд Смит (мистер Перри), Лара Флинн Бойл (Джинни Данберри, сцены удалены), Александра Пауэрс (Крис Ноэл).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 27.02.2016

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Общество мёртвых поэтов / Dead Poets Society (1989): кадр из фильма
Среди учеников

Не исключено, что, хотя у кинодраматурга Тома Шульмана (премия «Оскар» за оригинальный сценарий) был прототип1, Питер Уир, родившийся в 1944-м году в Австралии и часто посещавший Европу, вспоминал события из собственной юности. Во всяком случае – то, с какой любовью и искренностью ведётся повествование о нравах и порядках престижного образовательного учреждения, не может не натолкнуть на эту мысль. Особенно если учесть, что много раньше он поведал о таинственном, почти мистическом происшествии с ученицами другого, австралийского элитарного учебного заведения… И всё же «Общество мёртвых поэтов» отличается несравнимо большим реализмом, нежели «Пикник у Висячей скалы» /1975/, что отчасти объясняется скрупулёзностью режиссёра, который, собирая материал, много посещал т.н. Шотландский колледж – закрытую частную школу для мальчиков, расположенную в Сиднее.

Общество мёртвых поэтов / Dead Poets Society (1989): кадр из фильма
Учитель с большой буквы

В своей третьей стопроцентно американской постановке Питер Уир раскрывается глубоким и утончённым психологом, бережно и внимательно исследуя механизм установления крепких, доверительных, исполненных взаимного уважения отношений между Учителем и учениками, которые однажды вручают ему от своих душ хрупкий «ключ без права передачи». Метафора, придуманная Динарой Асановой, в данном случае исключительно уместна! Конечно, триумф, в том числе коммерческий2, был бы немыслим без участия Робина Уильямса, демонстрирующего виртуозную и драматическую, и трагикомическую, и даже пародийную (незабываем эпизод, когда Китинг имитирует Марлона Брандо и Джона Уэйна, взявшихся воплотить шекспировские образы) манеру существования на экране. Картина потому и воспринимается новым словом, что изнутри взламывает западные традиции, сложившиеся благодаря Жану Виго, Франсуа Трюффо, Линдсею Андерсону, Фолькеру Шлёндорфу, Луи Малю и другим, талантливо и волнующе повествовавшим о суровой юности в школьных застенках. Уир и Шульман, отталкиваясь от схожих реалий, обнаруживают внутреннее родство, скорее, педагогическим поэмам советских художников, сосредотачивавшихся на процессе возмужания, гражданского, личностного и творческого взросления детей в преддверии получения вожделенной «путёвки в жизнь». Что лучше? Плодить удачливых приспособленцев? Или взращивать самостоятельные, многогранные личности, способные оценить красоту окружающего мира и мечтающие, следуя заветам Горацио и Уолта Уитмена, «поймать момент» (carpe diem) и «высосать из жизни костный мозг»?! Трагедия с Нилом Перри вроде бы должна остудить пыл. Но на деле – лишь напоминает об ответственности, которую необходимо нести за каждый сделанный выбор и совершённый поступок, служа последним и самым важным уроком, с блеском, судя по финальным кадрам, усвоенным парнями.

.

__________
1 – Некто Сэмюэл Пикеринг, начинавший преподавать в частной школе, со временем став профессором английской литературы в Коннектикутском университете.
2 – При достаточно солидном бюджете ($16,4 млн.) кассовые сборы составили $95,9 млн. в североамериканском прокате и ещё $140 млн. – за рубежом.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Адин Александр. На малом экране // Мы. – 1991, № 1. – С. 191-193.
Занусси Кшиштоф. Подарок для Европы // Экран. – 1992, № 06. – С. 7.
Рейзен О. Молодой Голливуд // Видео-Асс Sunrise. – 1994, № 03. – С. 14-16.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+