Омен / The Omen (1976)

Омен / The Omen (1976): постерПолнометражный фильм («Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля).

Другие названия: «Предзнаменование» / «Знамение» (варианты перевода названия), «Омен I» / «Omen I» (название при повторном выпуске), «Омен I: Антихрист» / «Omen I: The Antichrist» (название при повторном выпуске), «Омен I: Родимое пятно» / «Omen I: The Birthmark» (название при повторном выпуске), «Антихрист» / «The Antichrist» (рабочее название), «Родимое пятно» / «The Birthmark» (рабочее название).

США, Великобритания.

Продолжительность 111 минут.

Режиссёр Ричард Доннер.

Авторы сценария Дэвид Зельцер.

Композитор Джерри Голдсмит (премия «Оскар», также номинация на «Оскар» за песню Ave Satani).

Оператор Гилберт Тейлор.

Жанр: драма, фильм ужасов, детектив

Краткое содержание
6-го июня 1966-го года в Риме, в соответствии с предсказаниями из библейского Апокалипсиса, рождается Антихрист, который стараниями прислужников врага рода человеческого оказывается усыновлён американским дипломатом Робертом Торном (Грегори Пек). Однако спустя годы внимание и самого Роберта, получившего должность посла США в Великобритании, и его жены Кэтрин (Ли Ремик) привлекает серия зловещих предзнаменований, указывающих на истинную природу юного Дэмиена (Харви Стивенс)…

Также в ролях: Дэвид Уорнер (Дженнингс), Билли Уайтлоу (Миссис Бэйлок), Патрик Траутон (отец Бреннан), Мартин Бенсон (отец Спилетто), Роберт Рьетти (монах), Джон Страйд (психиатр), Энтони николс (доктор Беккер), Рой Бойд (репортёр), Фреда Доуи (монахиня), Шейла Рэйнор (миссис Хортон), Роберт МакЛеод (Хортон), в эпизоде Лео МакКерн (Карл Бугенхаген, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 19.09.2015

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Омен / The Omen (1976): кадр из фильма
Мистическое фотоувеличение

«Кем Иисус был в киноэпосах 1950-х, тем дьявол стал в 1970-е» – так, практически готовым афоризмом, кинокритик Роджер Эберт откликнулся в своей рецензии на выход картины в кинопрокат. «Омен» увидел свет на волне успеха фильмов об оккультизме, поставленных Романом Полански («Ребёнок Розмари» /1968/) и Уильямом Фридкином («Изгоняющий дьявола» /1973/), и тоже пользовалось повышенным зрительским спросом, при явно небольшом бюджете в размере $2,8 млн.1 попав в число коммерческих лидеров сезона с результатом $28,544 млн. прокатной платы. Между прочим, для актёра-ветерана Грегори Пека, принявшего приглашение после отказа Чарлтона Хестона, Роя Шайдера и Уильяма Холдена и даже согласившегося на скромный гонорар ($250 тыс.), проект оказался самым доходным за всю карьеру, поскольку в соответствии с контрактом ему полагалось отчисление 10% от кассовых сборов. И тем не менее одной лишь удачно угаданной рыночной конъюнктурой не объяснить то признание, которое получил Ричард Доннер, после полутора десятилетий безвестности вдруг пополнивший ряды ведущих голливудских профессионалов. У кого-то, быть может, возникнет желание завести разговор о продаже души дьяволу… Но авторы в один голос уверяли, что съёмки роковым образом сопровождались необъяснимыми несчастными случаями: от попадания молний в оба (!) самолёта, на которых летели в Лондон Пек и сценарист Дэвид Зельцер, до атаки террористами ИРА отеля, где остановился постановщик.

Омен / The Omen (1976): кадр из фильма
Тяжёлое решение

Всё-таки «Омен» предлагает в известной степени свежий и в чём-то неожиданный взгляд на освоенную тему – новую версию библейского конца света. Режиссёр очень осторожно прибегает к шоковым образам2 и практически не использует вычурный грим, предпочитая воздействовать на нервы зрителя системой «предзнаменований» – через послание человеку косвенных свидетельств того, что наступает время исполнения Откровений Иоанна Богослова. Доннер и Зельцер словно выворачивают наизнанку приём, найденный Микеланджело Антониони в его гениальном «Фотоувеличении» /1966/, не ставя под сомнение существование окружающего мира, но – обнаруживая присутствие потусторонних сил, материализуя идеальное. Само имя Дэмиен созвучно не только слову «damned», т.е. ‘проклятый’, но и – восходящему к Древнему Риму понятию «the omen», вынесенному в заголовок. Обращает на себя внимание и «говорящая» фамилия Торна, означающая ‘шип’, вызывая ассоциацию с распятием Христа, на голову которого был надет терновый венец. А главное, не кажется такой уж анекдотичной последовательная идеологизация мистики – признание того, что в современных условиях Антихристу проще всего явиться в мир, методично используя социально-политические институты общества.

.

__________
1 – Правда, затраты на рекламу превысили производственные расходы более чем вдвое.
2 – Хотя без нескольких эффектных кадров (штырь, пронзающий насквозь тело священника; отсечённая голова фоторепортёра; нападения ротвейлеров и стаи обезьян) всё же не обошлось.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art


Продолжения:
Омен 2: Дэмиен / Damien: Omen II (1978)
Омен 3: Последняя битва / The Final Conflict (1981)
Омен 4: Пробуждение / Omen IV: The Awakening (1991) (ТВ)


Материалы о фильме:
Эшпай А. Валентин. Американские режиссёры поколения «бейби-бум» // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 29. – С. 160-162.
Фолтин Василий. Дети зла // Видео-Асс Известия. – 1988, № 3 (38). – С. 20-23.
Кудрявцев Сергей. Видеокомпас // Советский экран. – 1989, № 16. – С. 31.

Материалы о фильме (только тексты)

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+