Оз: Великий и Ужасный / Oz the Great and Powerful (2013)
Другие названия: «Оз: великий и могущественный» / «Оз: великий и всесильный» (варианты перевода названия).
США.
Продолжительность 130 минуты.
Режиссёр Сэм Рэйми.
Авторы сценария Митчелл Кэпнер, Дэвид Линдсей-Эбейр по сюжету Митчелла Кэпнера, основанному на книгах Л. Фрэнка Баума.
Композитор Дэнни Элфман.
Оператор Питер Деминг.
Жанр: приключенческий фильм, семейный фильм, кинофантазия
Краткое содержание
1905-й год, Канзас. Оскар Зороастр Фадриг Айзек Норман Эммануэль Амброуз Диггс (Джеймс Франко) выступает под псевдонимом Оз в передвижном цирке, убеждая почтенную публику, что является магом и волшебником. Великим и ужасным! Однако ему приходится в спешке скрываться на воздушном шаре от разъярённого силача (Тим Холмс), с женой которого (Тони Уинн) имел неосторожность пофлиртовать. Внезапно возникший смерч уносит Оскара далеко-предалеко — в сказочную страну Оз.
Также в ролях: Мила Кунис (Теодора), Рейчел Уайз (Эванора), Мишель Уильямс (Энни / Глинда), Зак Брафф (Фрэнк / летучая обезьяна Финли, озв.), Билл Коббс (главный мастер), Джоуи Кинг (девочка в инвалидной коляске / Фарфоровая девочка, озв.), Тони Кокс (Нак), Стивен Р. Харт (генерал округа Уинки), Брюс Кэмпбелл (стражник у ворот), Тед Рэйми (скептически настроенный зритель).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 22.08.2013
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Не иначе, как завет вернуться к наследию Лаймена Фрэнка Баума оставил преемникам сам Уолт Дисней! В анналы истории «фабрики грёз», по-видимому, навсегда будет вписана неудача великого мультипликатора, который сразу после триумфа «Белоснежки и семи гномов» /1937/ принял решение снять полнометражный мультфильм по мотивам замечательной сказки, да… не успел приобрести на экранизацию права. В итоге «Волшебник из страны Оз» /1939/ не просто стал классикой американского кинематографа, но и, по иронии судьбы, оказал сильное влияние на последующие диснеевские работы. Под маркой Walt Disney Pictures впоследствии увидели свет сразу две постановки1, задуманные в качестве вольных (неофициальных) продолжений фильма Виктора Флеминга, однако в обоих случаях успеха достичь не удалось. Пожалуй, лишь Сэму Рэйми, получившему в распоряжение огромные ($215 млн.!) средства, посчастливилось взять реванш, притом что следом – в мае 2013-го – появилась и анимационная картина.
Впрочем, не стану утверждать, будто «Оз: Великий и Ужасный» так уж сильно поразил воображение. Ни декорации волшебной страны, где кусаются феи и можно летать в пузырях, ни персонажи (например, Финли и Фарфоровая девочка), сотворённые посредством компьютерной генерации образов, ни кульминационное сражение с грандиозной массовкой и впечатляющими эффектами – ничто не вызывает нареканий, но и точно не воспринимается техническим прорывом… Зато Рэйми (к слову, не изменивший старой привычке и пригласивший проверенных исполнителей2) и кинодраматурги Митчелл Кэпнер и Дэвид Линсдей-Эбейр на редкость изобретательно и остроумно переосмыслили первоисточник, в то же время – оставшись верными его духу. Поклонники «Волшебника страны Оз» (у нас – преимущественно «Волшебника Изумрудного города» Александра Волкова) обязательно отметят массу забавных параллелей, познакомившись с будущими родителями Дороти в юности, узнав об источниках страхов Трусливого льва, заметив, скажем так, заготовки для Страшилы и Железного Дровосека, познакомившись с в общем-то грустной участью Теодоры, обманутой в лучших чувствах и перешедшей на сторону сил тьмы. Обращает на себя внимание достаточно смелый по меркам детских сказок (почти гамлетовский, если вспомнить о размышлениях принца по поводу различения истины и лжи) обман зрителей, до определённого момента верящих, что злой ведьмой является Глинда. И Сэм, безусловно, не мог не откликнуться на заданную Тимом Бертоном в «Алисе в Стране чудес» /2010/ моду (тем более что к заглавной роли присматривался Джонни Депп!), прозрачно намекнув, что невероятные события могли пронестись в сознании Оскара, попавшего в торнадо. Что его мозг забавно трансформировал представления о действительности, превратив работающего на Baum Brothers Circus Фрэнка (помимо прочего ещё и намёк на писателя) в точно такого же ассистента, но в обличии летучей обезьянки, Энни преобразив в добрую колдунью, а юную зрительницу, прикованную к инвалидной коляске, – в Фарфоровую девочку, которой так просто склеить разбившиеся ноги… Мысль любопытная, хотя и не является, думаю, главной.
Вынесение сценического псевдонима Диггса в заголовок – не прихоть кинематографистов. Рэйми, пожалуй, не хуже Джона Бурмена, сотворившего изощрённый «Зардоз» /1974/, прочувствовал сатирический подтекст баумовского произведения, иносказательно поведавшего о самой Америке или даже – о современной демократии западного типа как таковой. О народе, не верящем в собственные силы и возлагающем огромные надежды на властителя, волшебника и небожителя, на поверку оказывающегося заурядным, хотя и не лишённым артистического обаяния, мошенником-фокусником. Но обличить, осмеять, сорвать маски – самое простое. Сложнее понять, как такая ситуация возникла и, кстати, можно ли было обойтись без массового обмана и хитрых уловок – или иначе ведьмы-сестры всенепременно одержали бы победу?.. С такой поправкой узурпация власти была, скорее, достижением Оза, воистину великого и ужасного! Другое дело, что вопроса об издержках и последствиях грандиозной манипуляции сознанием режиссёр не касается. Быть может, затронет тему в «сиквеле», появление которого в свете успеха ленты (кассовые сборы составили $491,9 млн.) наверняка не заставит себя ждать.
.
__________
1 – «Возвращение в страну Оз» /1985/ и «Маппет-шоу: Волшебник из страны Оз» /2005/.
2 – От Джеймса Франко, запоминавшегося по партии друга-врага Человека-паука, до актёра-талисмана Брюса Кэмпбелла.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Добавить комментарий