Персона / Persona (1966)
Швеция. «Персона» // Искусство кино. – 1967, № 7. – С. 63.
ШВЕЦИЯ
Крупнейший шведский кинорежиссер Ингмар Бергман вынес на суд зрителя свой двадцать шестой фильм – «ПЕРСОНА». «Словом «Persona» назывались по-латыни маски, в античном театре определявшие характер роли, исполняемой актером. Постепенно содержание этого понятия изменилось. Слово «Persona» превратилось в обозначение индивидуума. Маска стала человеком».
Так начинает рецензию на новый фильм Бергмана Юрген Шильдт в газете «Афтонбладет». Как и другие критики, он оценивает фильм чрезвычайно высоко.
Героиня фильма актриса Элизабет Фоглер страдает необычным недугом: однажды, находясь на сцене, она вдруг утратила дар речи. Причина – душевная травма актрисы, потерявшей веру в истинность и необходимость искусства. День за днем Элизабет мрачно молчит. Как сказал другой критик бергмановского фильма, «живой человек превратился в немую маску»…
Отправив больную на отдых, к морю, врач приставляет к ней сиделку по имени Альма. Молоденькая, хорошенькая сиделка без умолку болтает со своей пациенткой – хотя эта болтовня и носит характер монолога, поскольку Элизабет упорно отказывается отвечать, – откровенно поверяя ей самые интимные сердечные тайны. В тихом домике у моря обе женщины быстро сближаются. Казалось бы, даже внешнее сходство роднит их друг с другом. Несмотря на молчание Элизабет, Альма искренно верит в расположение пациентки, к которой сама успела сильно привязаться. Неожиданно сиделка узнает из письма актрисы к мужу, что та выслушивала ее признания и наблюдала за ней не из дружбы, а из чисто профессионального любопытства, изучая ее как человеческий тип, который было бы небезынтересно воспроизвести на сцене. Это открытие резко обрывает наметившуюся близость. Разрыв неминуем. Покинув домик у моря, недавние подруги расстаются навсегда…
За внешней канвой сюжета угадывается, как всегда у Бергмана, подтекст: здесь и раздумья о роли искусства в современном мире, и о месте художника, и мучительные размышления о смысле жизни и, наконец, извечный печальный бергмановский аккорд – мысль о безнадежном одиночестве человека среди других людей и – в то же время – о тождестве человеческих натур: в кульминационный момент фильма перед зрителем проносится цепь кадров с изображением человеческого лица, составленного из двух частей – левой половины лица Альмы и правой Элизабет.
63
Добавить комментарий