Поменяться местами / Trading Places (1983)

Поменяться местами / Trading Places (1983): постер Полнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).

Другие названия: «Меняясь местами» (вариант перевода названия), «Чёрный или белый» / «Чёрное или белое» / «Black or White» (рабочее название).

США.

Продолжительность 116 минут.

Режиссёр Джон Лэндис.

Авторы сценария Тимоти Харрис, Хершел Уэйнгрод.

Композитор Элмер Бернстайн (номинация на «Оскар»).

Оператор Роберт Пейнтер.

Жанр: комедия

Краткое содержание
Луис Уинтроп III (Дэн Эйкройд), управляющий крупной финансовой компанией Duke & Duke, случайно сталкивается на улице с мелким мошенником Билли Рэем Вэлентайном (Эдди Мерфи, номинация на «Золотой глобус»), не подозревая, что это станет началом умопомрачительной и не слишком приятной для него лично истории. Владельцы фирмы, престарелые братья Рэндолф (Ральф Беллами) и Мортимер (Дон Амичи) Дьюки, заключают пари на предмет того, сможет ли состоятельный человек, в одночасье лишившись всего, потерять достоинство и пополнить число преступников, а нищий, получив состояние, — стать достойным членом высшего общества? Своеобразными подопытными кроликами как раз оказываются Луис и Билли Рэй.

Также в ролях: Джейми Ли Кёртис (Офелия), Денхолм Эллиотт (Колман), Джеймс Белуши (Харви), Эвон Лонг (Эзра), Чарльз Браун (офицер Рейнольдс), Том Мардиросян (офицер Пантуцци), Николас Гест (Гарри), Клинт Смит (Ду Рэг Ленни), Джанкарло Эспозито (сокамерник), Фрэнк Оз (продажный полицейский), Пол Глисон (Кларенс Бикс), Билл Коббс (бармен), Келли Кёртис (Маффи), Филип Боско (доктор), в эпизоде Джон Лэндис (человек с портфелем, без указания в титрах).

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 06.11.2016

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Поменяться местами / Trading Places (1983): кадр из фильма
Одного поля ягоды!

Наверное, не должно удивлять, что изначально проект разрабатывался в расчёте на Джина Уайлдера и Ричарда Прайора, накануне дважды блеснувших в тандеме. Но когда последний из них покинул съёмочную площадку, пришедший на смену Эдди Мерфи заявил, что не станет работать с Уайлдером, не желая казаться публике «очередным Прайором». Так появился на свет, возможно, самый смешной1 дуэт периода «рейганомики», тем более ценный, что Джон Лэндис и кинодраматурги Тимоти Харрис и Хершел Уэйнгрод (впоследствии они сочинили много популярных комедий) ухватили суть всё-таки неоднозначного времени. Дэн Эйкройд показывает высший класс актёрского мастерства, демонстрируя, как радикально меняется индивид, низвергнутый на «дно» жизни. Не только внешне – хотя несколько точных деталей (например, полученный в полицейском участке синяк в пол-лица, заставляющий беспомощно щуриться) выразительны сами по себе. Когда Луис, переодевшись в костюм Санта-Клауса и не сумев скомпрометировать Билли Рэя, ворует на банкете еду, напивается до полубессознательного состояния и неудачно пытается застрелиться, это вызывает безудержный хохот – и заставляет восхищаться точностью психологических штрихов, найденных комиком. Не уступает коллеге и Мерфи, в чьём Вэлентайне хулиганские замашки постепенно (но, кажется, неотвратимо!) уступают место изысканным аристократическим манерам. Не могу не отметить и краткое появление пока безвестного Джеймса Белуши – в обличии артиста, изображающего… гориллу.

Поменяться местами / Trading Places (1983): кадр из фильма
Не повезло, попались…

Впрочем, Лэндис никогда (во всяком случае – в своих лучших постановках) не ограничивался задачей лишь развеселить зрителей. Так, картина «Поменяться местами» не меньше покоряет изящной и остроумной (по существу, постмодернистской) перекличкой и с романом «Принц и нищий» /1881/ Марка Твена, и с моцартовской оперой «Женитьба Фигаро», увертюра из которой звучит в прологе. Речь о революции в действии (если вспомнить отзыв Наполеона о пьесе Бомарше, взятой композитором за основу), быть может, и не идёт – однако в данном конкретном случае всесильным хозяевам с гордой, ‘герцогской’ фамилией пришлось несладко! Американскому режиссёру, пожалуй, не хуже Микеланджело Антониони удалось передать запредельный накал биржевых торгов, где, по словам Уинтропа, «убиваешь ты или убивают тебя»2. И всё же негласно доминирует философский мотив судьбы-индейки, подбрасывающей человеку весьма и весьма неприятные сюрпризы, но… лишь до того момента, пока он не собирает волю в кулак и не берёт быка за рога. По Лэндису, мир – даже не театр, а поезд, где параллельно с рождественским маскарадом проходит хитрая операция с переодеванием, целью которой являются секретные данные, доставляемые крезам циником и грубияном Кларенсом Биксом. Вдохновившиеся подлинным инцидентом, вошедшим в историю как «Серебряный четверг» (27-го марта 1980-го состоятельные техасцы братья Хант попытались обрушить рынок серебра, но потеряли $100 млн.), авторы могли гордиться… персональным вкладом в историю развития финансов. В 2010-м будет принято «Правило Эдди Мерфи», налагающее запрет на теневое использование правительственной информации. А ещё заявляют, что искусство не способно влиять на жизнь!

.

__________
1 – Что косвенно подтверждают и коммерческие показатели ленты, с $40,6 млн. прокатной платы (при кассовых сборах $90,4 млн.) занявшей третье место по итогам сезона.
2 – Хотя печальная участь Всемирного торгового центра, где развернулась изощрённая дуэль, придала фразе незапланированный трагический оттенок.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art



Материалы о фильме:
Андреев А. «Золотой мальчик» Эдди Мерфи // Видео Дайджест. – 1990, № 4. – С. 18-21.
Кудрявцев Сергей. Видеокомпас // Советский экран. – 1989, № 04. – С. 29.
Эшпай Валетин А. Американские режиссёры поколения «бейби-бум». Джон Лэндис // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С. 140.

Материалы о фильме (только тексты)

Яндекс.Метрика Сайт в Google+