Тельма и Луиза / Thelma & Louise / Thelma et Louise (1991)

Лаврентьев Сергей. Сбылась мечта идиота, или Пустите Ваньку в Африку // Видео-Асс Экспресс. – 1992, № 13. – С. 2-3.

СИТУАЦИЯ

СБЫЛАСЬ МЕЧТА ИДИОТА, или ПУСТИТЕ ВАНЬКУ В АФРИКУ

Никогда раньше не задумывался о том, к какой нации принадлежу – лишь последнее время принесло многочисленные доказательства моей русскости. Веду себя просто, как самый распоследний ванька, даром что вид имею интеллигентный и даже очки ношу.

А все они, заразы, тому виной! Они, крупные международные кинофестивали класса «А»!..

Вы – что? Не знаете, что такое фестивали класса «А»? Ну, ребята!.. Сейчас все объясню.

Практически каждый день в какой-либо точке земного шара открывается кинофестиваль. На Западе, ведь, как? – есть у тебя деньги, хочешь сделать фестиваль – делай его! Но существует лишь несколько главных киносмотров, именуемых кинофестивалями класса «А». На них показывается все самое лучшее, на них делается кинополитика, бывая на них, можно приобщиться к реальному течению кинематографического процесса.

И какой же кинокритик не хочет поехать в Канн, Венецию. Берлин! И чего только этот критик не предпринимает, чтобы туда поехать!..

Я по первости не предпринимал ничего. Полагал – ну, чистый Иван-дурак! – что не езжу, ибо недостоин. Есть поумнее да поталантливее – им-то и доверено представлять Любимую Родину. По мере вхождения в дружную семью отечественных кинокритиков я стал все реже раздумывать об уме, таланте и прочих глупостях. Принялся – опять же, чисто по-русски – подыскивать какого-нибудь влиятельного человека, дабы через него, по выражению любимого Аркадия Райкина, «просклизнуть» в вожделенный класс «А». Нашел даму, известную своей легкостью в обегании всех этажей и кабинетов. Говорю ей: «Дама! Представь меня начальству по зарубежным делам. Мне надо одну бумажку забрать, да другому начальству и передать». Смотрю – дама моя аж позеленела вся, будто пятьсот рублей попросили. К начальству, однако, подвела и говорит, мягко улыбаясь: «Это – Передаточное Звено». Да еще и повторила два раза – обходительная такая…

Я всегда знал, что интриган из меня – ни к черту. Получив тому еще одно подтверждение, взял и жахнул статью в центральной прессе. Интеллигентную такую статью – дескать, не слишком обольщайтесь, ездящие. Те, которые остаются, ничуть вас не хуже, разве что, менее проворны.

Общественность меня осудила, а иные прелестницы стали так смотреть, что пришлось их сторониться – не ровен час, защиплют, как тбилисские звиадистки…

И вдруг – о, небо! – приглашение на фестиваль класса «А». В город Каир. Страдания вознаграждены!

Вообще-то, о том, что каирский фестиваль относится к этой престижной группе, мало кто догадывался. Но ведь и московский фестиваль вряд ли кто-нибудь смог бы в этом заподозрить, а между тем, и Каир, и Москва по рангу адекватны Канну и Берлину – чего на свете не бывает!

Восемь лет назад, правда, Международная ассоциация кинопродюсеров исключила Каирский фестиваль из класса «А» – условия не соответствуют, фильмы показывают чуть не по всей стране и даже – о, ужас! – изготавливаются пиратские копии. Теперь, однако, все позади – фестиваль исправился и прощен.

Схожесть каирского и московского фестивалей настолько разительна, что просто оторопь берет. Одинаково бледна конкурсная

2

программа. Одинаково стремление к показухе при тотальной неразберихе и беспорядке… Нет, пожалуй, беспорядка в Каире даже больше. Если какая-нибудь фестивальная встреча назначается на десять утра, можно смело приходить в двенадцать – полчаса подождешь и, может быть, автобус придет.

Так же, как в Москве, в Каире зрители не проявляют никакого внимания к конкурсной программе – и правильно делают, какая может быть конкурсная программа, когда вне конкурса – свежие американские боевики. Причем, более свежие и первоклассные, чем в столице нашей Родины.

Думаю, признание в нелюбви к видео будет пикантно на страницах данного журнала. Так вот, именно эта нелюбовь позволила мне превратить пребывание на берегах священных Нила в гастрономическое пиршество. Я с наслаждением смотрел американское кино. И вот что высмотрел.

Второй «Терминатор» на широчайшем экране со звуком по системе «Долби» меня, практически, разочаровал. Если в первом был прекрасно сделанный жанр, то здесь, окромя фантастических спецэффектов – никаких чудес. Asta la vista, baby!

Восторги, которые после прошлогоднего Берлина высказывались членами Клуба Ездящих по поводу «Молчания ягнят», как мне представляется, вызваны их, членов, необразованностью. Если бы они знали, что до того момента, как они стали ездить, в мире тоже существовало кино, восторги, думаю, поуменьшились бы. Обычный триллер, замечательно сделанный, с экзотическими, правда, вариациями.

Несмотря на фантастическое использование широкого экрана (мой любимый размер!), предельно возмутили «Тельма и Луиза». В своем стремлении защищать разного рода меньшинства, американцы дошли до того, что представляют в роли меньшинства – женщин?! Они сражаются с отвратительным мужским миром, кое-кого из его представителей примерно уничтожая – не приставай к нам, у нас тоже есть человеческие права!.. Сюзен Сарандон и Джина Дэвис предельно отвратительны, и ничего, кроме стимулирования развития гомосексуализма, эта лента, на мой взгляд, не несет. Американские критики, впрочем, в восторге. Арабам тоже понравилась крошечная эротическая сцена…

А вот столь же широкоэкранный «Новичок» смотрелся с чувством глубокого удовлетворения. Приятно было видеть старика Иствуда в полном здравии. Да и Чарли Шин – молодец! А уж финальный трюк с автомобилем – на широком-то экране!..

Еще была плохая лента «Целуй меня, убийца» – очередная вариация на тему «Почтальон всегда звонит дважды», смачный триллер «Поцелуй перед смертью» с Мэттом Диллоном в роли злодея и умелым следованием заветам великого Хичкока, невразумительная «Лестница Иакова», подтвердившая не очень высокую в моих глазах репутацию Адриана Лайна…

Была леди египетского кино Фатем Хамама – с ностальгией вспоминал фильмы с ее участием, виденные в детстве в большом количестве. Был Амитабх Баччан – истерия вокруг него развернулась почище, чем в Москве, а он оказался славным, милым, образованным человеком, простым в общении – для тех, конечно, кто смог до него добраться.

И были, конечно, пирамиды. Бесплатные мы осмотрели, платные – нет в виду отсутствия денег. Раиса Фомина, руководитель международных программ киноцентра и нашей делегации, отправилась требовать денег у руководства фестиваля. Ей ответили, что дадут только для нее. Тогда, получив их, она разделила свои 280 египетских фунтов на шесть частей и раздала всем членам делегации. Сей подвиг эсенговца стал главным впечатлением от состоявшегося-таки вояжа ваньки в Африку.

А в Москве, в Клубе Ездящих уже иная интрига. Дама, Обегающая Этажи, собирает Материал против Фоминой. Как это! Поездка на фестиваль класса «А» прошла мимо Клуба! Кто туда ездил-то! Возмутительно!..

Сергей Лаврентьев

3

Pages: 1 2 3 4 5 6 7

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+