Тельма и Луиза / Thelma & Louise / Thelma et Louise (1991)

Рейтинг // Огонёк. – 1992, № 16-17. – С. 27.

РЕЙТИНГ

Выпуск подготовила М. СЕМЕНОВА

Слово «рейтинг» звучит благородно и, главное, необидно.

В то время как его русский перевод – «сортность» – может вызвать скандал.

Книга второго сорта, рок-группа третьего…

Просто возмутительно, хотя и довольно справедливо, если убрать оценочный смысл.

«Сортность» – показатель торговый, указывающий на возможности товара быть проданным.

Но все-таки пощадим родные уши и остановимся на «рейтинге». На Западе при его составлении, как правило, учитывается только один критерий – количество проданных книг, кассет, копий.

Покупатель всегда прав.

То, что лучше всего покупается, признается лучшим. Использовать этот метод в чистом виде мы почти не можем.

В условиях тотального дефицита проглатывается почти все и рядом оказываются совершенно несопоставимые по значимости произведения. История, наверное, расставит все по должным ступенькам, пока же каждый рейтинг продаж – это диагноз нашему всеядному обществу.

Принимая его за основу; ведущие колонок составляют «десятки» еще и при помощи собственных методик определения популярности произведений.

КИНО

1. «Астенический синдром». Одесская к/с. Режиссер Кира Муратова

2. «Любовь». ТТЛ. Валерий Тодоровский

3. «Облако-рай». Студия «12А». Николай Досталь

4. «Дом под звездным небом». Круг (Мосфильм). Сергей Соловьев

5. «Действуй, Маня!» Диапазон (Ленфильм). Роман Ершов

6. «Ночные забавы». Паритет. Владимир Краснопольский, Валерий Усков

7. «Гений». Ладога. Виктор Сергеев

8. «Милый Эп». Гранит. Олег Фомин

9. «Гибель Отрара». Казахфильм. Ардак Амеркулов

10. «Кикс». ТТЛ. Сергей Ливнев

Десятилетия жили тихо, сумрачно, лениво переругивались. как могли противостояли командно-административной системе, плохо-бедно, но по три – пять «трудных», высокого класса фильмов ежегодно прорывались на экран. Спустя два-три года после начала перестройки пошло-поехало. Новые герои-антигерои заполнили экран – невиданные доселе, грязные, омерзительные. «Чернуха» захватила господствующее положение на экране. Массовый зритель охнул, да так внятно, что опустил престижность отечественного кино до нижней черты.

«Свято место» экрана тут же перекрыла зарубежная кинопродукция. Подобная оккупация не понравилась многим, но не массовому зрителю, который, наконец, получил широкие возможности выбора.

Прошедший 1991 год, кажется, побил все рекорды. Вместо престижных ежегодных 150 новых отечественных фильмов зарегистрировано 353. Зарубежных вылущено примерно 260, не считая «пиратских» и огромного числа на видеокассетах.

За массовым зрителем началась тотальная охота Фильмы же, которыми мы вправе гордиться, беззастенчиво оттесняются на экранную обочину, пропадают неизвестно куда вместе с «чернушечными» и просто бездарными.

Законы предложения (фильмы) и спроса (зритель) суровы. Каких бы собак ни вешали на прокатчиков, последней инстанцией остается массовый зритель. Фильм, собравший на пространстве бывшего Союза 20 миллионов и более посещений за первый год проката, становится прежде всего социально-психологическим феноменом («Интердевочка», «Маленькая Вера», «Воры в законе»), а уж потом объектом художественного анализа.

Между тем киножизнь продолжается. Одни авторы «делают искусство», другие ставят на массового зрителя, третьи не тянут ни на то, ни на другое. И все они питают надежды на признание.

Вот уже более десяти лет опытные эксперты (киноведы, социологи, прогнозисты, прокатчики) раз в неделю смотрят по пять фильмов. Затем заполняют специальную анкету. Результаты этих опросов позволяют с большой надежностью, подтвержденной практикой, сформировать оценки фильмов, то есть «ранжировать» их с учетом художественной ценности, экономической эффективности, тематической и жанровой новизны, адресной направленности, профессионализма.

Мы представляем десять игровых отечественных фильмов последнего времени, получивших наиболее высокие оценки экспертов.

Л. ФУРИКОВ

Бюро прогнозирования зрительских возможностей

ВИДЕО

1. «Молчание ягнят». 1990. Режиссер Дж. Демм

2. «Тельма и Луиза». 1991. Р. Скотт

3. «Общество». 1989. Б. Юзна

4. «Генри. Портрет убийцы-маньяка». 1986/1990. Дж. Мак-Нотон

5. «А как же Боб?» 1991. Ф. Оз

6. «Железяки». 1990. Р. Стэнли

7. «Беги!» 1991. Дж. Берроуз

8. «Кидалы». 1990. С. Фрирз

9. «Иллюзия убийства – 2». 1991. Р. Фрэнклин

10. «Зэндали». 1991. С. Пиллсбери

(Все – производство США).

Наш видеорынок при всей своей перенасыщенности количеством названий продолжает поглощать и перерабатывать десятки новых фильмов, которые на поверку очень часто оказываются далеко не новыми по году создания. Иногда встречаются новые копии тех картин, что уже имеются в фондах видеотек и в частных коллекциях, чаще всего это фильмы, записанные на более высоком техническом уровне или с другим переводом.

Если же говорить о фильмах, выпущенных в американский прокат в 1991 г., то и из их числа к нам попало немало. Не буду тратить время читателя на рассказ о «Терминаторе-2»: любителям суперзрелищного кино эта картина очень хорошо известна. Столь же оперативно все видеолюбители ознакомились и с очень умным, напряженнейшим по атмосфере триллером «Молчание ягнят».

Назовем более поздние поступления на наш видеорынок; великолепная комедия «А как же Боб?» с Биллом Мюррэем и Ричардом Дрейфусом в главных ролях, умная и тонкая криминальная драма «Кидалы» модного режиссера Стивена Фрирза, редкий по своему фильмотечному материалу документальный фильм «Битлз. Первый приезд в США» и адресованная любителям эротической драмы картина «Зэндали».

Типичная схема – герой (герои) в окружении враждебного мира – лежит в основе фильмов «Беги!» и «Тельма и Луиза». Первый ждет зрительская популярность, особенно в молодежной аудитории, потому что, во-первых, герой-студент, попадающий в совершенно чудовищную западню, из которой, казалось бы, нет никакого выхода, а во-вторых, сам фильм создан в жанре драматического триллера, изначально коммерческого по своим художественным особенностям. Вторая же картина перерастает схему чисто жанрового произведения и, сохраняя внешние признаки криминальной драмы, претендует (на мой взгляд, не без оснований) на то. чтобы считаться притчей, киноразмышлением о предназначении и сути человека.

Наш современник (в данном случае – две героини: официантка и домохозяйка, отправившиеся на уик-энд в горы) в экстремальной ситуации, оказавшийся в ловушке, вынужден делать выбор между жизнью и свободой Человеку в этом мире противостоит не другой человек, а бездушная тупая государственная машина, которая, прикрывшись рассуждениями о необходимости следовать законам, рассматривает человека не как личность, а как бездушную же единицу, как послушный винтик, не имеющий права голоса, а в случае сопротивления закону – и права на существование. Рано или поздно бунт неизбежен, что и доказывает отчаянный поступок Тельмы и Луизы, очаровательных женщин, которых судьба столкнула с очень расчетливыми представителями «сильного пола».

Представленные десять картин из поступивших на отечественный видеорынок за последнее время – это наиболее интересные фильмы как с точки зрения профессионально кинематографической. так и с точки зрения широких кругов видеолюбителей. Рейтинг составлен по результатам опроса и обсуждения среди киноведов и представителей нескольких московских видеотек.

И. АРКАДЬЕВ

Материал подготовлен при участии информационной службы фирмы «МЕГА»

ДЖАЗ

1. Астрюд Жильберто. «The girl from Ipartema»

2. Бен Уэбстер. «Lullaby of jazzland»

3. Джимми Смит. «Got my mojo working»

4. Стэн Гетц. «Deaaflnado»

5. Джо Уильямс. «Evil man blues»

6. Роланд Кёрк. «Sweet Georgia brown»

7. Элла Фицджеральд. «Airmail Special»

8. Ламберт, Хендрикси Бэван «Watermelon man»

9. Диззи Гиллеспи. «The blues»

10. Джазовый стиль «свинг»

Радиостанция Московской независимой вещательной корпорации «Радио 101» представляет рейтинг джазовой музыки, прозвучавшей в программе «Джаз. Частная коллекция».

Первая передача вышла в эфир 18 января 1992 года. С тех пор мы получаем ежедневные отклики слушателей, которые позволили нам определить десять самых популярных исполнителей.

На первом месте – певица из Бразилии Астрюд Жильберто. Она пользовалась большим успехом в середине 60-х годов как первая исполнительница босса-новы (джазовая импровизация в ритмах бразильской самбы). Астрюд. тогда еще молоденькая девушка, никогда не помышляла о том, чтобы стать певицей. У нее не было никакого музыкального образования. И вот однажды, находясь в студии, принадлежавшей ее будущему мужу Жоау Жильберту, она впервые продемонстрировала, на что способна. При этом присутствовали известный саксофонист Стэн Гетц и человек, которого можно назвать отцом босса-новы, Антонио Карлос Жобим, Стэну нужна была вокалистка, чтобы напеть текст к мелодии Жобима. Он предложил Астрюд попробовать. Согласившись, она спела так, что песня Жобима и Гетца в ее исполнении продержалась в бразильских хит-парадах целый год.

Второе место занял Бен Уэбстер. Его игру достаточно услышать только один раз, чтобы не спутать ни с чьей другой.

Третий в нашем рейтинге Джимми Смит. Это один из лучших джазовых органистов. На вопрос журнала «Down Beat», как ему удается оставаться лучшим на протяжении долгого времени, ответил: «Просто я знаю на 100 приемов игры на своем инструмента больше, чем любой другой органист».

Следующий по популярности – уже упоминавшийся нами тенор-саксофонист Стэн Гетц. С его записи вместе с гитаристом Чарли Бердом композиции Антонио Карлоса Жобима «Desafinado» в начале 60-х начался триумф босса-новы.

Еще об одной исполнительнице, вызвавшей большой интерес у слушателей, Элле Фицджеральд, можно ничего не писать. Спросите любого человека, что такое джаз, и он ответит Луи Армстронг и Элла Фицджеральд.

Девятое место занял Диззи Гиллеспи – один из пионеров «би-бопа», джазового стиля, появившегося в США в середине 40-х годов. Среди его исполнителей Чарли Паркер, Джей Джонсон. Диззи Гиллесли – потрясающий трубач. С этим согласятся все, кто побывал на его концерте весной 90-го года в Москве.

И последнее в нашем джазовом рейтинге – не имя, а целое музыкальное направление – «свинг». Оно родилось в США в 1935 году. Один из первых исполнителей – Бенни Гудмен. Композиции этого стиля в основном исполняются большими джазовыми оркестрами (биг бэндами).

Михаил ИКОННИКОВ, ведущий программы «Джаз. Частная коллекция»

27

Pages: 1 2 3 4 5 6 7

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+