Уолл-стрит / Wall Street (1987)

Уолл-стрит / Wall Street (1987): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Уолл Стрит» / «Уолл-Стрит» (варианты перевода названия), «Жадность» / «Алчность» / «Greed» (рабочее название).

США.

Продолжительность 126 минут.

Режиссёр Оливер Стоун.

Авторы сценария Стэнли Уайсер, Оливер Стоун.

Композитор Стюарт Коупленд.

Оператор Роберт Ричардсон.

Жанр: криминальный фильм, драма

Краткое содержание
У молодого биржевого брокера Бада Фокса (Чарли Шин), давно мечтавшего выйти на могущественного и исключительно богатого Гордона Гекко (Майкл Дуглас, премии «Оскар» и «Золотой глобус»), получается не только попасть на встречу со своим кумиром, но и заинтересовать его. По наущению Гекко Бад включается в опасную игру по добыванию инсайдерской информации, попутно — зарабатывая колоссальные деньги. Однако Фокс не мог и предположить, что однажды сам станет для Гордона средством достижения неблаговидной цели.

Также в ролях: Шон Янг (Кейт Гекко), Дэрил Ханна (Дэрьен Тейлор), Мартин Шин (Карл Фокс), Хэл Холбрук (Лу Маннхейм), Теренс Стэмп (сэр Дарри Уайлдман), Джеймс Спейдер (Роджер Барнс), Тамара Тани (Кэролин), Франклин Ковер (Дэн), Чак Пфайффер (Чаки), Джон К. МакГинли (Марвин), Фрэнк Адонис (Чарли), Джош Мостел (Олли), Энн Тэлман (Сьюзан), Сол Рубинек (Хэрол Солт), Шон Стоун (Руди Гекко), Сильвия Майлс (Долорес, риелтор), Милли Перкинс (миссис Фокс), в эпизодах Оливер Стоун (трейдер), Билл Филлипс (репортёр, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 10.01.2016

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Уолл-стрит / Wall Street (1987): кадр из фильма
Перспективный протеже

Рабочим названием фильма был вариант «Жадность», отсылающий не только к, пожалуй, ключевой речи Гордона Гекко, вдохновенно произнесённой перед собранием акционеров очередной компании1, но и к немеркнущему шедевру Эриха фон Штрогейма – одному из самых сильных произведений о природе капитализма. Однако Оливеру Стоуну, привлёкшему к сотрудничеству Стэнли Уайзера, своего друга ещё со времён обучения в киношколе, по сути, не потребовалось ничего изобретать. Уолл-стрит – воистину улица-стена, в сравнении с которой те индивидуальные, воздвигаемые в сознании сооружения, о каких с трагическим надрывом пела рок-группа Pink Floyd, покажутся плодом распалённого воображения подростка.

Уолл-стрит / Wall Street (1987): кадр из фильма
Учись, студент!

Несмотря на триумф «Взвода» /1986/, студия не решилась выделить на новую постановку достаточно солидный бюджет – $15 млн. Однако авторам и другой, более крупной кинокомпании 20th Century Fox повезло2 в том отношении, что премьера состоялась 11-го декабря 1987-го – спустя всего пару месяцев после печально известного «чёрного понедельника», памятного по рекордному (на 22,6%) падению Промышленного индекса Доу-Джонса. Наблюдения кинематографистов, глубоко изучивших опыт биржевых скандалов первой половины десятилетия, показались исключительно актуальными и в значительной степени – пророческими. Когда Гекко в сердцах кричит Фоксу, что именно он показал, как на самом деле работает система, зритель понимает, что также стал более сведущим. Простой, но по-своему безотказный метод овладения (в том числе нелегальным путём) конфиденциальными сведениями на поверку служит чуть ли не главным конкурентным преимуществом – средством обойти те самые законы рынка, о незыблемости и высокой справедливости которых Гордон неустанно твердит. А отсюда – совсем чуть-чуть до махинаций в международных масштабах, подразумевающих присвоение финансовых ресурсов огромных коллективов, с доведением предприятий (порой и стран!) до банкротства. Примерно так и происходит концентрация капитала, привёдшая к тому, что, по словам Гекко, менее 1% населения владеют в США более чем половиной национального богатства.

Уолл-стрит / Wall Street (1987): кадр из фильма
Начал сомневаться?..

«У каждой мечты есть цена», – гласит рекламный слоган. И всё-таки вывод Стоуна не сводится к наблюдениям в том духе, что от брокера до рейдера – один шаг, за который в лучшем случае придётся поплатиться деловой репутацией, а то и свободой. Среди источников вдохновения авторы называли «Путешествие Пилигрима в Небесную страну» Джона Буньяна, «Великого Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда и «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, но, кроме того, напрашиваются сравнения с произведениями Эмиля Золя и Бертольда Брехта. Продолжая традиции многовековой критики буржуазных порядков, Оливер не мог ограничиваться вопросом номинальной (экономической) эффективности или неэффективности сложившегося на Западе уклада. С неизбежностью возникает ситуация, когда пресловутая природа капитализма, раскрывающаяся в конкретных острых ситуациях, вступает в непримиримые противоречия с человеческим естеством, и ещё хорошо, что у Бада хватило мужества принять ответственность. Приглашение Чарли Шина (хотя ролью заинтересовался Том Круз, которому режиссёр взамен пообещал партию в «Рождённом четвёртого июля» /1989/) дополнительно подчёркивает родство со «Взводом», придавая конфликту пронзительное «межпоколенческое» звучание: почтение к отцу – в исполнении Мартина Шина – оказывается сильнее жажды наживы. В этом, по Стоуну, – последняя надежда на спасение современного человека от растлевающего влияния самого воплощения Мефистофеля, каким Гекко завораживающе изобразил Майкл Дуглас.

.

__________
1Фраза «Жадность – это хорошо», навеянная схожим по смыслу высказыванием легендарного биржевого дельца Айвана Боески, быстро стала крылатой.
2 – Кассовые сборы составили $43,8 млн., прокатная плата – $20,2 млн.

Прим.: рецензия впервые опубликована на World Art



Материалы о фильме:
Кудрявцев Сергей. Oliver Stone – The Wall // Искусство кино. – 1990, № 1. – С. 79-82.
Вагина П. Сын Спартака // Ровесник. – 1993, № 3. – С. 30-31.
Чарли Шин. Выход из штопора // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 32. – С. 113-114.

Материалы о фильме (только тексты) 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+