В пасти безумия / In the Mouth of Madness (1994)

«В пасти безумия» // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 28. – С. 130-131.

«В пасти безумия» (In The Mouth Of Madness), США, 1994, 95 мин. Режиссер: Джон Карпентер. Сценарий: Майкл ДеЛука, Спецэффекты: Музыка: Джон Карпентер и Джим Ланг. В ролях: Сэм Нил, Джули Кармен, Юрген Прохнов, Чарлтон Хестон, Дэвид Уорнер, Джон Главер.

Джон Карпентер называет свой последний фильм «В пасти безумия» постмодернистским. Начало фильма построено по традиционной схеме фильмов ужасов (формула 3-2-1: «конец-начало-середина»). Но помимо монстров, дьявольских созданий, ужасов, попеременного замедления и ускорения действия – всех классических атрибутов жанра – в фильме «В пасти безумия» есть определенно и новации, присущие также и ряду лент «нового поколения» (Питера Джексона, последняя работа Уэса Крейвена и пр.), которые и позволяют нам сегодня говорить о процессе обновления фантастического кинематографа. Это, во-первых, смешение жанров: собственно фильм ужасов, комедия (в фильме есть очень смешные сцены, и тут надо отдать должное юмору Джона Карпентера, хохотавшего громче всех на сеансах просмотра конкурсной программы) и, наконец, литература. А во-вторых, литературные отсылки режиссера: они разнообразны и носят явный синтетический характер, – от классика фантастической литературы и прямого наследника «готического романа» писателя начала века Херберта Филиппа Лавкрафта (атмосфера «В пасти безумия» типично «лавкрафтовская») до Стивена Кинга, автора бестселлеров и, наверное, самого яркого представителя современной традиции. Главные роли в фильме Карпентера исполняют актеры, уже давно утвердившиеся на

130

международной сцене: Сэм Нил («Мертвая зыбь», Ф.Нойс; «До конца света», В.Вендерс; «Фортепиано». Дж.Кэмпион; «Парк юрского периода», С.Спилберг), Юрген Прохнов, дебютировавший в 1975 году («Поруганная честь Катарины Блюм», Ф.Шлендорф), работавший впоследствии в США (в фильмах Д.Линча, Ю.Пальси, Дж.Франкенхаймера) и Джули Кармен (она сыграла сбою первую кинороль в 1980 в фильме Джона Кассаветеса «Глория»), Герой Юргена Прохнова – Сапер Кейн – писатель; его популярность огромна, он неоспоримый мастер романа ужасов. Толпы его поклонников стоят в очередях у книжных магазинов, ожидая нового опуса Мэтра, которого одни считают новым пророком, а другие – посланником самого дьявола. И действительно, есть в его книгах что-то демоническое – это тот эффект, который они оказывают на читателя. Массовая истерия, коллективные самоубийства… Читатели Сапера Кейна даже преображаются и становятся все более похожими на жутковатых персонажей его романа.

Внезапно писатель исчезает. На его поиски отправляется детектив страховой компании издательства – Джон Трент (Сэм Нил). Настроенный вначале скептически (полагая, что исчезновение писателя – это рекламный трюк издательства), он постепенно втягивается в игру и в результате оказывается в некоем городе под названием Хоббс Энд. Это обыкновенный маленький городишко, с кирпичными домами-усадьбами, барами и аптеками. Его единственная странность – город этот не фигурирует ни на какой карте. Это город из романа Кейна…

Фильм Джона Карпентера имел довольно скромный бюджет. Все его трюки, спецэффекты, хотя и выполнены знаменитыми студиями Джорджа Лукаса «Ай-Эл-Эм», но все же сделаны «по старинке» (латекс, каучук). И тем не менее фильм захватывает. Идея фильма состоит в том, что опасное влияние на людей оказывают книги новоявленных «пророков» и новых сект – тут же возникает параллель с массовым распространением во всем мире (теперь уже и в России) книг сциентологической секты и ее «учения» – дианетики. И, наверное, не случайно книги Сапера Кейна в картине «В пасти безумия» имеют тот же дизайн обложки, что и книги пророка сциентологов Рона Хаббарда. В фильме по книге Кейна снимают кино – это другой способ осуществления его дьявольского влияния на публику. По книге Хаббарда (Fear – «Страх») сейчас тоже снимается фильм – по инициативе студий «Мирамакс Фильм» и актера Джона Траволты, члена сциентологической церкви (другой известный голливудский сциентолог – Том Круз, Лестат из «Интервью с вампиром»)… Где же лежит граница между фантазией и реальностью?

Джон Карпентер (1948 года рождения) – один из ведущих режиссеров фантастического кино и фильмов ужасов («Хэллоуин», «Туман», «Побег из Нью-Йорка», «Нечто», «Кристина», «Человек со звезды», «Воспоминания человека-невидимки»).

131

Pages: 1 2 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+