Ватерлоо / Waterloo (1970)

Ватерлоо / Waterloo (1970): постерПолнометражный фильм.

Италия, СССР.

Продолжительность 134 минуты.

Режиссёр Сергей Бондарчук.

Автор сюжета и сценария Х.Э.Л. Крэйг при участии Сергея Бондарчука и Витторио Боничелли, автор диалогов в итальянской версии Марио Сольдати.

Композитор Нино Рота.

Оператор Армандо Наннуцци.

Жанр: фильм действия, драма, исторический фильм, военный фильм

Краткое содержание
Наполеон I Бонапарт (Род Стайгер), в 1814-м году принявший в качестве условия капитуляции изгнание на остров Эльба с личной гвардией в тысячу человек, решает вернуться во Францию и низложить короля Людовика XVIII (Орсон Уэллс) из династии Бурбонов. Седьмая коалиция европейских монархов объявляет его вне закона и готовится свергнуть силой оружия. Судьба императора зависит от исхода битвы при Ватерлоо, которая, по стечению обстоятельств, должна состояться 18-го июня 1815-го.

Также в ролях: Кристофер Пламмер (Артур Веллингтон), Джек Хокинс (генерал Томас Пиктон), Вирджиния МакКенна (герцогиня Ричмонд), Дэн О’Херлихи (маршал Ней), Руперт Дэвис (лорд Гордон), Филип Форке (генерал Шарль Лабедуайер), Джанни Гарко (генерал Друо), Иво Гаррани (маршал Сульт), Ян Огилви (Уильям де Ланси), Майкл Уайлдинг (сэр Уильям Понсонби), Серго Закариадзе (фельдмаршал Блюхер), Теренс Александер (лорд Аксбридж), Андреа Чекки (Сорет), Донал Доннелли (О’Коннор), Шарль Милло (Груши), Евгений Самойлов (генерал Пьер Камброн), Олег Видов (Томплинсон), Чарльз Борромел (Малхолланд), Питер Дэвис (лорд Ричард Хэй), Вероника де Лаурентис (Магдален Холл), Владимир Дружников (Жерар), Сюзан Вуд (Сара, дочь герцогини Ричмонд), Геннадий Юдин (Шакта), Джон Сэвидент (Карл фон Мюффлинг), в эпизодах Ирина Скобцева (Мария, без указания в титрах), Ростислав Янковский (Флахо, без указания в титрах), Василий Ливанов (офицер из свиты Веллингтона, без указания в титрах), Лев Поляков (Келлерман, без указания в титрах), Вацлавас Бледис (Колсон, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.12.2015

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Ватерлоо / Waterloo (1970): кадр из фильма
Бог войны

Дино Де Лаурентис был очень амбициозным человеком – но не наивным и не расточительным. Оценив благодаря четырём сериям «Войны и мира» /1965-37/ редкостный талант Сергея Бондарчука, он вышел на режиссёра с идеей осуществить новую, отчасти созвучную (скажем так, развивающую1 и «закрывающую» тему) постановку. Однако именитый итальянский продюсер не рискнул бы вкладывать астрономические средства (£12 млн., что по текущему курсу примерно соответствовало $35-38 млн.), если б не заключил договор с крупной голливудской кинокомпанией и, главное, если бы треть производственных затрат не взяла на себя вторая сторона – Мосфильм. Да и без возможности привлечения грандиозной (порядка пятнадцати тысяч пехотинцев и двух тысяч кавалеристов) массовки из числа военнослужащих Советской армии, которая обошлась, надо полагать, дешевле, чем если б нечто подобное имело место в любой из западных стран, проект едва ли состоялся бы. Во всяком случае такое утверждение содержится в заключительных титрах… В финансовом отношении затея, как известно, потерпела фиаско (допустим, за океаном кассовые сборы составили чуть больше $3 млн., прокатная плата – $1,4 млн.). Помимо прочего это не позволило реализовать собственный замысел о Бонапарте другому великому кинематографисту, Стэнли Кубрику, хотя экранизация романа Уильяма Мейпкиса Теккерея под названием «Барри Линдон» /1975/ в какой-то мере послужила утешением.

Ватерлоо / Waterloo (1970): кадр из фильма
Всё смешалось…

Утверждение, что Сергей Фёдорович вновь раскрылся баталистом колоссального масштаба и, кстати, редкостным эрудитом, досконально изучившим, приступая к работе, воссоздаваемую на кинополотне эпоху, вряд ли станет предметом бурной полемики. Битва при Ватерлоо реконструирована по часам, если не по минутам, во всём её размахе и драматизме. При этом противоборство умов (косвенное сопоставление штабов армий посредством классического перекрёстного монтажа проведено тонко и остроумно) не исключает, согласно наблюдениям авторов, роли случая – например, прошедшего накануне дождя, размывшего почву. А анализ личностей военачальников, возвышающихся над полем брани, чередуется с обращением к судьбам отдельных солдат. Бондарчук даже согласился отступить от точки зрения Льва Толстого, взявшегося развеять миф о Наполеоне, которого сравнил с ребёнком, воображающим, что правит, держась за тесёмочки, привязанные внутри кареты, и сделавшего вывод, что действия французской армии зависели от воли полководца не больше, чем от устремлений рядового солдата. Род Стайгер, имевший, по всеобщему признанию, весьма отдалённое внешнее сходство с собственным персонажем, тем не менее покоряет глубиной вживания в образ исторической фигуры, не обделённой ни интеллектом, ни харизмой, ни силой воли – и отчаянно цепляющейся за свой последний шанс.

Ватерлоо / Waterloo (1970): кадр из фильма
В предвкушении победы

И всё-таки что-то мешает во время сеанса с чистым сердцем сравнивать картину с прочими работами мастера. Что ни говори, а в «Войне и мире» (и, тем более, в такой проникновенной ленте, как «Они сражались за Родину» /1975/) чувствуется искреннее сопереживание одной из сторон – соотечественникам, стоящим насмерть в схватке с грозными иноземными захватчиками. На сеансе «Ватерлоо» же не покидает ощущение, что мы наблюдаем за противостоянием, если слегка перефразировать Иосифа Сталина, будущих империалистических держав, в котором в общем-то нет правых и виноватых. И герцог Веллингтон, как бы ни напирал Кристофер Пламмер на личное обаяние, представляется немногим благороднее, мудрее или честнее оппонента. Англичанин Томплинсон, не совладав с собой, начинает в разгар боя возмущаться развязанной бойней – и бессмысленно погибнет с тысячами другими воинами, включая храбрых французов, отказавшихся от великодушного предложения сдаться на милость победителя. Однако пацифистский пафос звучит как-то уж совсем неубедительно – и точно не позволяет достойно завершить повествование.

.

__________
1 – На что, к слову, содержится намёк в прологе, когда Наполеон с досадой упоминает, что русский царь отверг предложение заключить перемирие.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Интервью с начальником отдела совместных постановок киностудии «Мосфильм» // Ровесник. – 1969, № 6. – С. 18-19.
Фомин Валерий. В ракурсе Лубянки // Видео-Асс Премьер. – 1996, № 33. – С. 50-53.

Материалы о фильме (только тексты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+