Вдребезги / Shattered (1991)

Вдребезги / Shattered (1991): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Разбившийся» / «Разбившиеся» / «Разбившись вдребезги» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 98 минут.

Режиссёр Вольфганг Петерсен.

Автор сценария Вольфганг Петерсен по роману Ричарда Нили.

Композитор Алан Сильвестри.

Оператор Ласло Ковач.

Жанр: криминальный фильм, детектив, триллер

Краткое содержание
Мужчина (Том Беренджер) приходит в себя в палате госпиталя, не помня ничего о своём прошлом, в том числе — об автомобильной катастрофе, в которой чудом выжил. Джудит Меррик (Грета Скакки) сообщает, что его зовут Дэном, что они счастливы в браке, а лучший друг Джеб Скотт (Корбин Бернсен) — вводит в курс дел на работе. Впереди — мучительный путь к себе, который начинается с попытки воссоздать картину того, что произошло накануне.

Также в ролях: Боб Хоскинс (Гас Клейн), Джоанн Уолли (Дженни Скотт, в титрах как Joanne Whalley-Kilmer), Деби Э. Монахан (Нэнси Мерсер), Берт Росарио (Руди Коста), Джедда Джонс (Сэйди), Скотт Гетлин (Джек Стэнтон) Келли Накахара (Лидия), Донна Харди (сотрудница зоомагазина).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 14.12.2015

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Вдребезги / Shattered (1991): кадр из фильма
Можно ли ей верить?

Кажется логичным и даже очевидным, что Вольфганг Петерсен, твёрдо вознамерившийся вписаться в систему «фабрики грёз», обратился к беспроигрышному – модному на рубеже 1980-90-х годов – жанру после коммерческой неудачи замечательного научно-фантастического фильма «Враг мой» /1985/. А между тем режиссёр начал присматриваться к возможности киноадаптации романа Ричарда Нили «Пластиковый кошмар» (впервые опубликован в январе 1969-го, а в октябре 1991-го вышло переиздание с фотографиями «звёзд» экранизации на обложке) по меньшей мере десятилетием ранее – ещё до того, как получил международное признание. И рука мастера, безусловно, чувствуется в завораживающей атмосфере и в том, как интересно поведана история – как мастерски создаётся напряжение и какой сюрприз зрителям преподносится под занавес. Впрочем, коммерческие показатели в национальном прокате оказались достаточно скромными1 – зато соотечественники Вольфганга проявили энтузиазм (1,054 млн. проданных билетов).

Вдребезги / Shattered (1991): кадр из фильма
Частный сыщик настроен скептически

Рискну выдвинуть предположение, что всё дело – в финале. Развязка, спору нет, эффектна и совершенно непредсказуема (с учётом того, что в определённый момент улики, свидетельствующие не в пользу Дэна, не могущего себя защитить из-за амнезии, представляются железными), но… Но, наверное, заставит усомниться в правдоподобности и не самого убеждённого скептика! Джудит подкупила хирургов, чтобы те, сняв швы, заодно придали пострадавшему нужное внешнее сходство?! Грета Скакки, как и Джоанн Уолли (кстати, обе накануне снялись в талантливых нео-нуарах – соответственно в «Презумпции невиновности» /1990/ и в картине «Убей меня снова» /1989/), идеальна в образе «роковой женщины», красивой, коварной, просчитывающей развитие ситуации на несколько шагов вперёд. Вполне веришь, что миссис Меррик способна выдать себя за отчаянного (любящего экстремальную езду) убийцу. А вот Том Беренджер, артист всё-таки другого амплуа, менее убедителен в образе человека, мучительно восстанавливающего прошлое, расколовшееся на тысячи мелких кусочков подобно лобовому стеклу автомобиля во время падения (режиссёр раз за разом повторяет этот выразительный кадр в замедленном темпе). Получается парадоксальная ситуация: философская концепция кинопроизведения (человек с личностью, разбитой вдребезги – «shattered» – и в довершение обернувшейся, скажем так, мнимой), строившаяся на центральном действующем лице, претерпевает видоизменения благодаря более сильным исполнителям со второго плана. Особенно тяжело «звезде» состязаться с Бобом Хоскинсом, который, формально и не претендуя ни на что, с лёгкостью затмил коллег. Во всяком случае его эксцентричный частный сыщик, по совместительству владелец зоомагазина, оказывается куда проницательнее, чем все ожидали, и попутно с выяснением обстоятельств конкретного злодеяния – вскрывает истинные, весьма неприглядные планы компании Меррика и Скотта. Захоронение токсичных отходов, которое нанесло бы невосполнимый урон окружающей среде (обожаемым Клейном животным), заодно должно было помочь замести следы преступления. Не получилось!.. Переплетение психологических (с налётом метафизики) и внезапно всплывших экологических мотивов придаёт триллеру Петерсена достаточно оригинальное звучание.

.

__________
1 – Кассовые сборы составили $11,5 млн. – примерно вдвое меньше производственного бюджета ($22 млн.).

Прим.: рецензия публикуется впервые



Материалы о фильме:
Сагалова В. В постели с убийцей // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 17. – С. 13-17.
Том Беренджер // Видео-Асс Sunrise. – 1994, № 1. – С. 21-22.
Рейзен О. От шлюхи к Золушке // Видео-Асс Фаворит. – 1993, № 03. – С. 41-43.

Материалы о фильме (только тексты) 

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+