Возлюбленные Марии / Maria’s Lovers (1984)

Возлюбленные Марии / Maria’s Lovers (1984): постерПолнометражный фильм (номинация на «Сезар»).

Другие названия: «Любовники Марии» (вариант перевода названия), «Возлюбленные Марии» / «אוהבי מריה» (Израиль).

США, Израиль.

Продолжительность 109 минут.

Режиссёр Андрей Кончаловский.

Авторы сценария Жерар Браш, Андрей Кончаловский, Пол Зиндел, Марджори Дэвид, Флойд Байэрс (без указания в титрах) по мотивам повести Андрея Платонова (без указания в титрах).

Композитор Гэри Малкин (в титрах как Gary S. Remal).

Оператор Хуан Руис Анчиа.

Жанр: драма, мелодрама

Краткое содержание
После окончания Второй мировой войны Иван Бибич (Джон Сэвидж) возвращается из японского лагеря для военнопленных домой, в Пенсильванию. Пообщавшись с пожилым отцом (Роберт Митчем), он направляется к Марии Босич (Настасья Кински), в которую давно тайно влюблён. Девушка встречается с Алем Гризелли (Винсент Спано), демобилизовавшимся капитаном ВВС, но вскоре понимает, что тоже питает к Ивану нежные чувства. Ничто не препятствует свадьбе, однако в брачную ночь возникает специфическая проблема…

Также в ролях: Кит Кэррадайн (Кларенс), Елена Коренева (Вера), Винсент Спано (Ал Гризелли), Анита Моррис (миссис Уайнич), Бад Корт (Харви), Трейси Нельсон (Джоани), Джон Гудман (Фрэнк), Дантон Стоун (Джо), Билл Смитрович (бармен).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 13.11.2023

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Возлюбленные Марии / Maria’s Lovers (1984): кадр из фильма
Сближение…

С одной стороны Андрей Кончаловский постарался выразить на страницах своих мемуаров признательность Менахему Голану за возможность осуществить в США полнометражную постановку – между прочим, после кинозарисовки «Сломанное вишнёвое деревце» /1982/, снятой для образовательной программы и даже выдвигавшейся на премию «Оскар». Удачливый продюсер в тот момент как раз подумывал о финансировании – в дополнение к чисто коммерческой кинопродукции – сложных, интеллектуальных произведений, рассчитанных на эстетов. С другой же стороны не очень приятно читать упрёки нашего соотечественника в адрес дельца, не затратившего, как показалось Андрею, достаточно сил и средств для продвижения «Возлюбленных Марии». В коммерческом плане сложностей с окупаемостью относительно скромного бюджета (оценивается в $2,8 млн.) наверняка не возникло – хотя бы благодаря Европе, где картину встретили с куда большим интересом1, чем за океаном. Да и в целом, как говорится, грех жаловаться! Также представляется некорректной (с этической, а возможно, и с юридической точки зрения) отсутствие в титрах ссылки на «Реку Потудань» /1937/ Андрея Платонова, перипетии которой воспроизведены на кинополотне весьма скрупулёзно.

Возлюбленные Марии / Maria’s Lovers (1984): кадр из фильма
Мирные дни

Кончаловский с соавторами (включая маститого французского кинодраматурга Жерара Браша), бесспорно, проделали серьёзную работу, адаптировав сюжет повести к реалиям «одноэтажной Америки» после победы над японскими милитаристами – вместо типичной советской деревни, куда с фронтов гражданской войны вернулся красноармеец Фирсов. Режиссёр виртуозно «вписал» персонажа в историю, использовав наряду с хроникальными кадрами (фрагментами из документального фильма Джона Хьюстона «Да будет свет» /1946/) постановочные – с участием Бибича, тоже беседующего с психологом после освобождения. В душе Ивана, потомка югославских иммигрантов, оставило саднящую рану пережитое и виденное в плену, и в каждом грызуне мерещится мерзкая крыса, наевшаяся до отвала людской плоти. И ещё хуже другое. Уцелеть на чужбине физически и морально ему помогли светлые воспоминания о прекрасной Марии, которая, узрев друга детства, не могла не ощутить силу любви – и не ответить взаимностью. В том и заключается проблема, что чувство оказалось чересчур глубоким, сковывающим, парализующим в момент интимной близости…

Возлюбленные Марии / Maria’s Lovers (1984): кадр из фильма
Мария и её возлюбленный

Точно выбран Джон Сэвидж, не в последнюю очередь – благодаря шлейфу ролей сразу в нескольких горьких «поствьетнамских» лентах (вплоть до рок-мюзикла «Волосы» /1979/). Но передать некоторые (виртуозно и очень тонко описанные Платоновым) терзания у актёра, увы, не получилось. Для обострения драматической ситуации кинематографистам пришлось ввести фигуру певца Кларенса Баттса, путешествующего по заштатным городкам с гитарой в футляре и с верным псом, зарабатывая на пропитание в барах и приставая к хорошеньким незнакомкам. Мария, отвергнутая законным мужем, уступает домогательствам заезжего ловеласа, но… Человек является уникальным существом, обитающим здесь и сейчас, на бренной земле, и одновременно – в незримом идеальном мире. Авторы правы, указывая на опасность нарушения хрупкой гармонии, в которой находятся (должны находиться!) тело и дух. Чаще в искусстве объектом изучения становится деградация личности, в предельном случае оборачивающаяся животным состоянием, но в данном случае произошёл перекос в противоположную сторону. Супругам пришлось пройти через, фигурально выражаясь, нравственное падение (Бибич почти свыкся с бытованием на скотобойне, поначалу отвергнув приехавшую возлюбленную, беременную от другого мужчины), прежде чем они заслужили своё счастье. Как и Милош Форман (кстати, позитивно отозвавшийся о фильме коллеги), Андрей Кончаловский сумел вписаться в американскую культуру, не утратив творческой индивидуальности. Правда, ему пришлось приложить куда больше (куда больше, чем товарищу из социалистической Чехословакии, и куда больше, чем самому себе – в СССР) усилий, чтобы добиться широкого зрительского признания, причём боевик «Танго и Кэш» /1989/ снискал противоречивые отзывы.

.

__________
1 – Например, во Франции аудитория составила 997,1 тыс. зрителей – приятный довесок к номинации на «Сезар»!

Прим.: рецензия опубликована впервые



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика Сайт в Google+