Жестокая игра / The Crying Game (1992)
Гуськов Игорь. Возмутительное кино // Видео-Асс Премьер. – 1993, № 13. – С. 18.
ВОЗМУТИТЕЛЬНОЕ КИНО
ВОЗМУТИТЕЛЬНАЯ ИГРА (The Crying Game)*
Новый фильм ирландца Нила Джордана «Возмутительная игра» представляет собой тот редкий случай, когда и писать о содержании ленты ничего не надо бы, поскольку словом можно повредить и тонко нюансированную систему взаимоотношений, которую воссоздает на экране автор, и ваше возможное впечатление от первого знакомства с картиной.
Видимо, это прекрасно понимали организаторы фестиваля «Звезды завтрашнего дня» в Женеве, где в октябре 1992 года состоялась европейская премьера картины. Более таинственного фильма и более нейтральной аннотации в каталоге фестиваля, пожалуй, не было: «История любви, порядочности, убийства и соблазна… Джоди (Форест Уайтейкер), британский солдат, взятый заложником в Ирландии неким Фергюсом (Стефен Ри) из Ирландской революционной армии и его сообщниками, вспоминает свою любовь к прекрасной девушке, фото которой хранит в своем бумажнике. После смерти Джоди, Фергюс решает найти эту девушку, Дил (Джей Дэвидсон), парикмахершу при свете дня и певичку в баре по ночам. Вечер, проведенный однажды вместе, сближает Дил и Фергюса. Но соединение удивительных персонажей послужит причиной для некоторых проблем».
В первые минуты не покидает удивление: с чего бы вдруг Джордан пускается во все тяжкие и снимает политический боевик о деятельности ирландских террористов? Начавшись лихим похищением в сцене на заброшенной ферме, лента переходит в неторопливый рассказ о дружеских и человеческих симпатиях, возникших между пленником Джоди и его конвоиром и охранником Фергюсом. Форест Уайтейкер, зарекомендовавший себя как многоплановый и талантливый актер в целом ряде фильмов («Взвод», «Ярость в Гарлеме» и др.) и получивший приз за лучшую мужскую роль в Каннах-89, сыграв Чарли Паркера в фильме Клинта Иствуда «Птица», неслучайно согласился впервые играть вне Америки, да еще в эпизоде. Именно встреча с его героем, эти несколько разговоров позволяют укрепиться внутренним сомнениям Фергюса – рядового в подпольной борьбе ирландских террористов. Именно из уст Джоди услышит Фергюс известную притчу о лягушке и скорпионе, последняя фраза которой и стала, на мой взгляд камертоном фильма.
Как же ведет себя главный герой, влюбляясь и добиваясь взаимности неплохо поющей и танцующей лондонской парикмахерши Дил?
Рассказывая (будучи автором сценария) и показывая свою историю, Нил Джордан даст урок (видимо на пользу пошел опыт Голливуда) безукоризненного владения секретами жанрового кино. В «Возмутительной игре» он, переводя постоянно действие из одного регистра в другой, смешивает разные жанры: политический боевик и мелодраму, грозящую свалиться в крутой триллер. И в итоге добивается своего: наше внимание не ослабнет на протяжении двух часов, а Джордану позволит предаваться философским размышлениям и лирическим зарисовкам, в которых чувствуется легкая ирония и добрая улыбка.
Вся работа – ручная, тонко слаженная и подогнанная. Однако в итоге выяснится, что Джордан припас для нас среди изюминок еще и камешек. В момент интимного сближения Фергюс обнаруживает, что Дил вовсе не прекрасная девушка, а… не менее прекрасный мужчина.
Шок, мгновенно пронзивший всех, присутствовавших на премьере в Женеве, и зрителей и членов жюри, трудно описать. Пожалуй, могу это сравнить только с премьерным берлинским показом «Молчания ягнят» два года тому назад, когда умудренные критики и много видевшие журналисты со всего света вдыхали и выдыхали в такт, нервно вцепившись в подлокотники.
После просмотра режиссер Павел Лунгин («Такси-блюз»), сам умеющий создавать шокотерапевтические зрелища почище всякого, бывший членом жюри, сказал, что не видел за последние два гада картины лучше и не встречал столь талантливого актера, как Джей Дэвидсон.
В ходе тайного голосования жюри присудило картине приз за лучшую мужскую роль мужчине, игравшему женщину. Дэвидсон стал сенсацией в Женеве. Этот дебютант 24 лет справился с тяжелейшей задачей прекрасно – ни на секунду мы не сомневаемся, что перед нами грустящая о своем погибшем любимом или смело идущая навстречу новой любви героиня. Надлом происходит как раз после открытия, сделанного Фергюсом.
Но надлом в душе Фергюса: любовь или искушение? Вопрос, пробивающий все и вся у Нила Джордана в «Возмутительной игре», что значит любовь и привязанность в современном мире. И самое ли главное для нее не первичные половые признаки, а когда двое понимают, что не могут жить друг без друга?
Одним словом, обязательно нужно смотреть последний фильм Нила Джордана, возмутительное это кино!
Игорь ГУСЬКОВ
_______
* Название фильму дал классический хит 60-х «Crying Game», специально записанный для фильма Боем Джорджем в новой версии, спродюсированной «Пет Шоп Бойз».
18
Добавить комментарий