Жизнь – дерьмо / Life Stinks (1991)
Другие названия: «Жизнь воняет» / «Жизнь смердит» / «Деньги не пахнут» (варианты перевода названия), «Жизнь – отстой» / «Жизнь отвратительна» / «Life Sucks» (США: первый вариант названия).
США.
Продолжительность 92 минуты.
Режиссёр Мел Брукс.
Авторы сценария Мел Брукс, Руди Де Лука, Стив Хаберман по сюжету Мела Брукса, Рона Кларка, Руди Де Лука, Стива Хабермана.
Композитор Джон Моррис.
Оператор Стивен Постер.
Жанр: комедия
Краткое содержание
Годдард Болт (Мел Брукс), стоящий во главе Bolt Enterprises, заключает пари с Вэнсом Крэссуэллом (Джеффри Тэмбор), что проведёт тридцать дней в трущобах без средств к существованию, со специальным электронным браслетом, позволяющим отслеживать его местонахождение, на ноге. Поначалу миллиардеру приходится несладко, но вскоре — не без помощи новых друзей Морячка (Ховард Моррис), Фьюмса (Теодор Уилсон) и особенно Молли (Лесли Энн Уоррен) — удаётся освоиться в новой обстановке. Однако Вэнс готовит неприятный сюрприз.
Также в ролях: Стюарт Панкин (Притчард), Руди Де Лука (Дж. Пол Гетти), Майкл Энсин (Ноулз), Мэттью Фэйсон (Стивенс), Билли Барти (Вилли), Брайан Томпсон (грязнуля Виктор), Рэймонд О’Коннор (Йо), Кармине Кариди (хозяин ночлежки), Сэмми Шор (священник на свадьбе), Джеймс Ван Паттен (медбрат), в эпизоде Дженнифер Уоррен (без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 02.06.2015
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Это картину Мела Брукса, в которой он, кроме того, отвёл себе главную мужскую роль, участвовал в сочинении сюжета и сценария, исполнил функции продюсера, по привычке воспринимали в одном ряду с предыдущими работами, а затем – ругали за неявный (нечётко обозначенный) объект пародии. Озвучивалось мнение, что кинематографист-пересмешник решил отдать дань уважения (разумеется, по-своему) мастерам итальянского неореализма и создателям социальных драм1, критически живописавших урбанистические реалии Америки. Проводили прямые параллели с классическими голливудскими кинокомедиями (вроде «Моего слуги Годфри» /1936/ и «Странствий Салливана» /1941/) – и даже тревожили тень Марка Твена, усматривая сходство с перипетиями судьбы принца, вмиг ставшего нищим. А в результате испытали разочарование как зрители (при отнюдь не запредельном бюджете в размере $13 млн. кассовые сборы в национальном прокате составили $4,1 млн.), так и большинство критиков, пришедшие к консенсусу, что «Жизнь – дерьмо» несопоставима с ранними достижениями Мела.
Вот что значит – находиться в плену стереотипов. Брукс, дозированно насыщавший картины элементами сатиры (походя поиздевавшись над римским императором и французским королём во «Всемирной истории, части первой» /1981/, изобразив нервозного Президента в «Космических яйцах» /1987/), чуть ли не впервые решил посвятить «серьёзной» проблематике произведение целиком – и оказался не понят. Разумеется, он не мог обойтись без эксцентрики (допустим, Годдард отплясывает на улице в надежде получить мелочь от прохожих), без двусмысленных, но всё-таки не скатывающихся в пошлость шуток и гэгов, без вставного музыкально-танцевального номера – словом, без всего, к чему привык и на чём набил руку. Но история миллиардера, честно прожившего месяц (а главное, выжившего!) в трущобах, питаясь в благотворительной церковной столовой, ночуя в картонных коробках, попрошайничая и т.д., могла бы показаться неумеренно мрачной, мизантропической, если б одновременно – не была пронизана… самой настоящей верой в человека. Да-да, гуманистическим духом! Представители финансовой элиты могут раскрыться (и зачастую раскрываются) подлецами, предателями, откровенными циниками – и в то же время среди тех, кто очутился на «дне», встречаются по-настоящему хорошие люди. При этом Брукс не пытается корчить из себя наивного либерала, показывая, какую «бурную» (то есть вообще никакую) реакцию вызывает страстный призыв к бездомным бороться за свои гражданские права – и как те оживляются, услышав, что на банкете полно бесплатной еды и выпивки. Противостояние «прозревшего» Болта и Крэсуэлла в итоге принимает форму дуэли на… экскаваторах! Пафос фильма не отдаёт фальшью или, хуже того, издевательством над бедняками, составляющими в США, как в типичном обществе двух третей, значительную часть населения, служа напоминанием о том, что впасть в уныние (увериться, что жизнь – дерьмо, что никуда не деться от нестерпимой, всепроникающей вони) не является, как ни крути, лучшим решением. Неплохо для вечного пародиста!
.
__________
1 – Например, Джону Шлезингеру с «Полуночным ковбоем» /1969/.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Самсонов Георгий. Бедность не порок (Американским «бомжам» посвящается) // Видео Асс Премьер. – 1992, № 5. – С. 16-17.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий