Большой переполох / Le grand bazar (1973)

Большой переполох / Le grand bazar (1973): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Большой базар» / «Гранд-базар» (варианты перевода названия), «Большой магазин» / «Супермаркет» / «The Big Store» (международное англоязычное название).

Франция.

Продолжительность 86 минут.

Режиссёр Клод Зиди.

Автор сценария и диалогов Клод Зиди, при участии Жоржа Беллера и Мишеля Фабра.

Музыка группы Les Charlots.

Оператор Поль Бони.

Жанр: комедия

Краткое содержание
Жана-Ги (Жан-Ги Фешнер), Фила (Жерар Филипелли), Жерара (Жерар Ринальди) и Жана (Жан Саррюс) увольняют с завода, где они собирали газонокосилки. Владелец небольшого магазина по имени Эмиль (Мишель Галабрю) помогает парням с работой, но вскоре у него самого возникают проблемы: поблизости открывается супермаркет с колоссальным ассортиментом товаров. Это грозит разорением всем окрестным предпринимателям. Закадычные приятели с готовностью приходят на помощь своему благодетелю.

Также в ролях: Мишель Серро (Феликс Букан), Роже Карель (аукционист), Жак Сейлер (Жак), Колюш (потенциальный покупатель квартиры), Андре Баден (спящий участник торгов), Франсуа Каде (мастер), Мишель Делакруа (невеста Фила).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 07.08.2023

Авторская оценка 6/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Большой переполох / Le grand bazar (1973): кадр из фильма
Делу время

Сами «Шарло» называли именно «Большой переполох» любимым фильмом со своим участием, и, между прочим, многие поклонники их творчества склонны с этим согласиться. Лично мне «Новобранцы сходят с ума» /1971/ и «Сумасшедшие на стадионе» /1972/ понравились, как минимум, не меньше, но третья по счёту постановка Клода Зиди в любом случае принадлежит к вершинным достижениям коллектива. Даже немного обидно, что постепенно энтузиазм публики снижался, на сей раз обеспечив ленте только четвёртое место в сезоне с результатом 3,9 млн. проданных билетов. Одарённый комедиограф (хотя и опыт, полученный на операторском поприще, не пропал втуне!) вновь неутомим на выдумку, заставляя артистов-музыкантов исполнять невообразимые, умопомрачительные гэги, ставя привычную реальность с ног на голову. Начинается обычное утро, а четверо приятелей, живущих по соседству, уже вынуждены демонстрировать навыки, почти как у акробатов и воздушных гимнастов – всего лишь для того, чтобы разбудить друг друга и доехать на автобусе до завода. Да и на предприятии с ними случается масса такого, что шокировало бы и чаплинского пролетария из «Новых времён» /1936/. Разумеется, начальство не одобряет порыва работников собрать – вместо газонокосилки – мотоцикл…

Большой переполох / Le grand bazar (1973): кадр из фильма
Весь мир как большой базар

Словом, грех не посмеяться от души на очень весёлом, поистине неохватном кавардаке! Особый интерес вызывает песенно-танцевальный номер, прямо как в мюзикле. Однако Зиди, которому помогали писать сценарий Жорж Беллер и Мишель Фабр, заслуживает отдельных похвал за то, что наряду с эксцентрикой и брызжущим через край алогичным юмором умудрился привнести элементы сатиры. Клод не хуже серьёзных художников1 отразил далеко не безболезненный процесс разорения лавочников, поголовно не выдерживавших давления со стороны супермаркетов. Увы, законы капитализма неумолимы: мелким коммерсантам просто нечего противопоставить разветвлённым торговым сетям. Если Эмиль, сыгранный Мишелем Галабрю, способен вызвать сочувствие, то Мишель Серро предстаёт в образе властного, проницательного Феликса Букана, ставящего целью раз и навсегда изничтожить, раздавить, стереть в порошок конкурентов. Получивший у нас распространение вариант перевода названия передаёт лишь один из смыслов, притом что в оригинале – ещё и заложен намёк на стамбульский Большой базар (Гранд-базар), причисляемый к крупнейшим крытым рынкам мира. Тем самым кинематографист делится опасением, что скоро планета сплошняком (во всяком случае – за пределами социалистического лагеря) превратится в вотчину торгашей. Отдельно взятому владельцу магазинчика теоретически может повезти – получить на открытой распродаже имущества из-за банкротства цену, о которой не смел и мечтать. Однако язвительный финал свидетельствует: процесс – не остановить. Напоследок упомянем, что Колюш, отметившийся в картине в небольшой партии потенциального покупателя квартиры, станет знаменитым на всю Францию (и не только Францию) благодаря «Крылышке или ножке» /1976/, а ведь изначально Клод Зиди предполагал свести с Луи де Фюнесом всё тех же неугомонных «Шарло».

.

__________
1 – Для примера достаточно упомянуть японского мастера Микио Нарусэ с пронзительной драмой «Смятение» /1964/.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+