Чёрный дождь / Black Rain (1989)

Кудрявцев Сергей. Видео-93, видео-94… Далее везде // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 31. – С. 159.

КЛУБ «ВИДЕОФАН»

ВИДЕО-93, ВИДЕО-94… ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ

Наверное, лучшим комплиментом для Игоря Аркадьева, автора «Видео-94», вышедшего в мае нынешнего года трехтомного каталога фильмов, может быть мое свидетельство о том, что, взяв это издание в руки, я провел с ним бессонную ночь, интересуясь как оценками картин, так и их описанием.

Разумеется, можно найти в каталоге досадные, а порой и забавные неточности (например, «Черный дождь» Ридли Скотта не получал «Оскара» за звук; прокатная плата «Молчания ягнят» составила $59 млн, а вовсе не 100 млн; режиссером «Смертельного поручения» – правильнее название «Прыжок ангела» – является Ив Буассе, а не Луиджи Дзампа; и т.д.). Но ошибки встречаются у каждого – добросовестность же автора не вызывает сомнений. Конечно, я могу предъявить претензии и иного порядка: альтернативный видеорынок (по моей терминологии) и, в частности, ленты, которые попадают в Клуб любителей кино на Маросейке и Покровке, представлены очень бедно. Хотя, в отличие от других видеообозревателей, Игорь Аркадьев по мере возможности отразил целый ряд европейских и даже бывших социалистических и отечественных фильмов.

И его каталог на самом деле является авторским, порой даже излишне наполненным личными подробностями или посторонними рассуждениями, вовсе не относящимися к предмету этого издания. Пространные тексты иногда абсолютно не соответствуют низкому уровню лент (допустим, «Полицейская академия – 7»), напротив, какие-то картины («Леоло», «Прощай, моя наложница», «Страна теней», «Три цвета: белый» и т.п.) заслуживают более подробного разговора, а некоторые заметные фильмы сезона («Звездные врата», «Звездный путь: разные поколения», «Когда мужчина любит женщину», «Мамочка-маньяк», «Новичок сезона», «Сирены», «Спи со мной», «Шесть степеней отчуждения») вообще остались без аннотаций. Впрочем, и без этого количество картин, описанных в каталоге, поражает – 3333 + 1! Правда, удачнее мне показались заметки не о текущем репертуаре, а, наоборот, о лентах из архива (видимо, потому, что они лучше нынешних и провоцируют на создание более взвешенных по манере текстов – в первом же томе больше небрежного и случайного).

Кстати, поскольку зашла речь о провокационности, я хотел бы высказать свое недоумение по поводу настойчивого и неоднократного подчеркивания Игорем Аркадьевым якобы провокаторской сути профессии критика. Вероятно, на это следует списать и его не очень терпимые по отношению к другим видеообозревателям и изданиям словесные выпады. Я-то придерживаюсь вполне маоистского принципа о том, что должны расцветать все цветы. В конце концов, если автор каталогов «Видео-93» (выпущен год назад) и «Видео-94» стоически отсматривает почти всю продукцию, появляющуюся у нас на видеокассетах (мне, к счастью, оставив «неэвклидово видео», то есть рассчитанное, в основном, на слишком заумных людей), и поступает как разведчик в тылу врага, добывающий тайные сведения, или же как Александр Матросов, грудью ложащийся на амбразуру, то он обязан терпеть и засилье всей печатной продукции, имеющей отношение к кино и видео. Поскольку еще не запрещены плохие фильмы (а я бы сравнил их «обезжизневающее» воздействие на нас с ядовитыми выделениями в атмосферу, в результате чего образуются озоновые дыры), могут существовать и плохие книги, безграмотные справочники и т.д. Читатели сами во всем разберутся. Перед нами же, профессионально пишущими о кино (к ним я, безусловно, причисляю и Игоря Аркадьева — и отнюдь не из-за полученного им кинематографического образования), прежде всего стоит задача быть максимально ответственными и честными – и не только во имя собственного реноме, но и во благо любимого дела.

Автор каталогов «Видео-93» и «Видео-94», к счастью, принадлежит к редкому числу подлинных фанатиков кино без деления на три экранные формы, которые кое-кем намеренно противопоставляются и объявляются даже враждебными друг другу. All That Cinema! Именно поэтому он вызывает у меня большое уважение, и я лично признателен Игорю Аркадьеву за тот немалый труд, который он творит на пользу всем нам. Для меня эти издания – значительное информационное подспорье в работе. Может быть, я в будущем действительно сконцентрирую свою критическую деятельность только на том, что мне по-настоящему интересно, будучи уверенным, что Игорь Аркадьев толково и обстоятельно опишет весь кинопроцесс целиком и без изъятий, а кто-нибудь из молодых да несуетных его поддержит в этом подвиге.

Сергей КУДРЯВЦЕВ

159

Pages: 1 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+