Экскалибур / Excalibur (1981)

Экскалибур / Excalibur (1981): постерПолнометражный фильм.

Другое название: «Эскалибур» (вариант перевода названия).

США, Великобритания.

Продолжительность 140 минут.

Режиссёр Джон Бурмен.

Авторы сценария Джон Бурмен, Роспо Валленберг по книге Томаса Мэлори в адаптации Роспо Валленберга.

Композитор Тревор Джонс.

Оператор Алекс Томпсон (номинация на «Оскар»).

Жанр: приключенческий фильм, драма, кинофантазия

Краткое содержание
Могущественный колдун Мерлин (Никол Уильямсон) помогает Утеру Пендрагону (Гэбриэл Бирн) заключить союз с Горлуа Корнуэльским (Корин Редгрейв), однако страсть, вспыхнувшая в груди короля к Игрэйне (Кэтрин Бурмен), прекрасной супруге новоиспечённого вассала, грозит вновь ввергнуть земли в хаос междоусобной войны. Волшебник соглашается помочь монарху заполучить предмет вожделения, потребовав взамен обещание отдать ему пока не рождённого сына… Так появляется на свет Артур (Найджел Терри), будущий правитель, овеянный славой и легендами.

Также в ролях: Хелен Миррен (Моргана), Николас Клэй (Ланселот), Чери Лунги (Гвиневера), Пол Джеффри (Персефаль), Роберт Эдди (Мордред), Кит Бакли (Уриенс), Лайэм Нисон (Гавейн), Найелл О’Брайен (Кэй), Патрик Стюарт (Леондегранс), Клайв Свифт (сэр Гектор), Чарли Бурмен (Мордред в детстве), Барбара Бирн (юная Моргана), Хилари Джойэлл (Владычица озера, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 29.08.2020

Авторская оценка 7/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Экскалибур / Excalibur (1981): кадр из фильма
Великий брак

Обратившись к обстоятельному труду «Смерть Артура»1, писавшемуся Томасом Мэлори (на основе многих, в том числе не дошедших до нас, источников) на протяжении двадцати лет и впервые опубликованному в 1485-м году, Джон Бурмен явил нечто невообразимое. Завораживающее, покоряющее богатой визуальной культурой зрелище, аутентичное в части воссоздания средневекового колорита и вместе с тем – насквозь проникнутое мифологическими мотивами. Остаётся сожалеть, что Алекс Томпсон уступил премию «Оскар» итальянцу Витторио Стораро! Натурализм схваток на мечах, баталий с участием десятков, если не сотен, рыцарей, штурмов хорошо укреплённых замков незаметно восходит к высокому символизму, а цинизм, коварство, жестокость соседствуют с благородными поступками, диктуемыми безупречной в своей чистоте любовью. Наконец, легендарные, почти сказочные элементы постепенно уступают место, безжалостно теснимые, художественному анализу в духе исторического материализма – подобно тому, как христианство вытеснило языческие магические культы и ритуалы. Всё это сделало «Экскалибур», несмотря на участие малоизвестных тогда актёров, одним из самым из самых ярких и самобытных фэнтези периода становления постмодернизма, вызвав новый всплеск интереса к артуровскому циклу. Справедливости ради, впрочем, отметим, что картина оказалась в достойной компании – и боролась за внимание широкой публики2 с другими историко-авантюрными кинопроизведениями сезона: спилберговскими «Индианой Джонсом: В поисках потерянного ковчега», «Бандитами во времени», «Битвой титанов».

Экскалибур / Excalibur (1981): кадр из фильма
Рыцарь, вперёд!

История Артура, наречённого стать величайшим королём Англии, поведана не просто страстно, на одном дыхании, увлекательно и с большой выдумкой. Нечасто в подобных постановках, включая киноверсии тех же самых легенд, обнаружишь последовательную, причём далеко не тривиальную, авторскую трактовку событий. Остаётся только гадать, каких усилий Палленбергу и Бурмену стоило адаптировать под формат полнометражного фильма (между прочим, первоначальный хронометраж превышал три часа) объёмистое, в своём роде фундаментальное сочинение Мэлори, связав воедино события, разделённые десятилетиями. И при этом – не утратить ощущения цельности повествования, которое, быть может, и подчинено сбивчивому, рваному ритму, но всё же не заставляет усомниться в том, что замысловатые коллизии развиваются по неким универсальным, высшим законам. Являются следствием деяний, скажем так, десницы судьбы. Это само по себе придаёт увлекательному действу злободневный подтекст (Экскалибур как символ власти, обладать которой может лишь достойный) и, по сути, вневременной характер. Особенно впечатляет образ Мерлина, великого чародея и учёного, жреца, политика и провидца, остающегося носителем необоримой силы, даже прекрасно осознавая, что его – магическая – эпоха уходит под натиском неумолимо надвигающегося прогресса. Он готов прибегнуть к хитрости и коварству, пойти на сделку со злом и использовать тёмную сторону людской натуры, однако проявляет незаурядную дальновидность и непреклонность в достижении стратегической цели, всячески помогая понять и принять предопределение юному Артуру. Рождённый в грехе, посреди мрака и насилия, юноша призван положить начало новому миропорядку – но сможет ли с достоинством и величием пройти все испытания, включая измену любимой Гвиневеры с доблестным Ланселотом Озёрным? Знаменательно, что поиски Священного Грааля, который должен доказать мощь и чистоту веры, завершаются последним, судьбоносным сражением – схваткой немногих оставшихся рыцарей Круглого Стола с несметным войском Мордреда, исход которого предопределяет вмешательство Мерлина, ненадолго возвратившегося из призрачного мира грёз и теней.

Экскалибур / Excalibur (1981): кадр из фильма
Доблесть и любовь

В более позднем фильме Джона Бурмена, «Надежда и слава» /1987/, есть сцена, где юный Билл, Альтер-эго режиссёра, играет с фигурками рыцарей, – и в каком-то смысле «Экскалибур» действительно воспринимается плодом детских фантазий. Вместе с тем в его творчестве, пожалуй, не было произведения, которое бы более глубоко и всеобъемлюще живописало извечную борьбу и единство созидательных и разрушительных сил Истории, раскрывало природу власти, предназначение и границы дозволенного отдельной личности. Без этого фильма размышления одарённого кинематографиста о настоящем («Избавление» /1972/, «Изумрудный лес» /1985/) и будущем – в изощрённой фантастической притче «Зардоз» /1974/ – показались бы, право, неполными.

.

__________
1 – Правда, в адаптации своего современника – Роспо Палленберга, вместе с которым написал сценарий.
2 – При бюджете $11 млн. кассовые сборы в североамериканском прокате составили $34,96 млн., прокатная плата – $17,1 млн.

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art (публикуется с дополнениями)



Материалы о фильме:
Вяткин Андрей. В жанре «Фэнтези» // Экран. – 1992, № 01. – С. 28-29.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+