Искатели / The Searchers (1956)

Искатели / The Searchers (1956): постерПолнометражный фильм.

Другие названия: «Отправившиеся на поиски» / «Следопыты» (варианты перевода названия).

США.

Продолжительность 119 минут.

Режиссёр Джон Форд.

Автор сценария Фрэнк С. Ньюджент по роману Алана Ле Мэя.

Композитор Макс Стайнер.

Оператор Уинтон Хок.

Жанр: приключенческий фильм, драма, вестерн

Краткое содержание
Спустя три года после окончания гражданской войны Итан Эдвардс (Джон Уэйн) возвращается в Техас — на ферму своего брата Аарона (Уолтер Кой) и его жены Марты (Дороти Джордан). На следующее утро в дом приходит преподобный Сэм Клейтон (Уорд Бонд), по совместительству возглавляющий отряд рейнджеров, с тревожной новостью. Неизвестные (предположительно — команчи) угнали стадо крупного рогатого скота с расположенного по соседству хозяйства. Эдвардс и Мартин Поули (Джеффри Хантер), приёмный сын Аарона, соглашаются принять участие в погоне. Решение оказывается роковым: преследователи слишком поздно понимают, что вышедшие на тропу войны индейцы прибегли к отвлекающему манёвру и что их истинная цель — нападение на жилище Эдвардсов. Супруги с отпрыском-подростком Беном (Роберт Лайден) убиты, а дочери, Люси (Пиппа Скотт) и совсем юная Дебби (Лана Вуд), — похищены. Итан и Мартин немедля отправляются на поиски.

Также в ролях: Вера Майлз (Лори Йоргенсен), Натали Вуд (взрослая Дебби Эдвардс), Джон Куолен (Ларс Йоргенсен), Олайв Кэри (миссис Йоргенсен), Генри Брэндон (вождь Шрам), Кен Кёртис (Чарли Маккорри), Гарри Кэри-мл. (Брэд Йоргенсен), Антонио Морено (Эмилио Габриэль Фернандес-и-Фигероа), Хэнк Уорден (Моуз Харпер), Патрик Уэйн (лейтенант Гринхилл, премия «Золотой глобус»), в эпизодах (без указания в титрах) Питер Мамакос (Джерем Фаттерман), Рут Клиффорд (женщина в форте), Гертруда Астор (гостья на свадьбе).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 08.05.2023

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Искатели / The Searchers (1956): кадр из фильма
В процессе поиска

Роман Алана Ле Мэя, впервые опубликованный в 1954-м году на страницах журнала The Saturday Evening Post, вероятно, так и остался бы одним многих литературных произведений, посвящённых Дикому Западу, если б на «Искателей» (более точный перевод – «Отправившиеся на поиски») не обратил взор Джон Форд. Он не стал привлекать автора (вообще-то имевшего опыт сочинения сценариев и даже режиссуры) к адаптации книги, но Фрэнк Ньюджент, неоднократно сотрудничавший с мэтром, следовал перипетиям первоисточника достаточно подробно. Конечно, некоторые расхождения прямо-таки бросаются в глаза. Нечаянно (нечаянно!) купленная Мартином индианка Дикая Гусыня Летящая По Ночному Небу, которая не прочь носить новое имя – «Смотри», мало того что старше1, так ещё и погибает в результате карательного рейда. Тем более кинематографисты не могли позволить умереть Итану в исполнении ведущей «звезды», да и кульминационная битва гораздо менее масштабна, чем в оригинале, зато Эдвардс и Поули выступают в авангарде кавалерийской атаки на лагерь вождя Шрама. Вместе с тем нельзя не заметить, что создатели киноверсии, скованные требованиями кодекса Хейса (и общими ожиданиями обывателей от экранного зрелища), вынужденно прибегли к тонким, а местами остроумным намёкам, чтобы поведать о натуралистичных подробностях, без обиняков описанных беллетристом.

Искатели / The Searchers (1956): кадр из фильма
Ветеран не ведает покоя

Фильм, обошедшийся в производстве в $3,75 млн., оказался тепло встречен зрителями, попав в число лидеров сезона с результатом $4,8 млн. прокатной платы, и точно не нуждается в доказательствах почётное место ленты, очень быстро занятое в истории киноискусства, особенно американского. Постановку Форда искренне превозносили многие признанные творцы из разных стран (от французского киноавангардиста Жана-Люка Годара, не поскупившегося на лестное сравнение с гомеровской «Одиссеей», до Мартина Скорсезе с Полом Шредером), а примерам прямых и косвенных влияний несть числа; достаточно упомянуть по-настоящему сурового «Таксиста» /1976/, где «похитителем» несовершеннолетней проститутки Айрис стал индеец-сутенёр Хиггинс. И всё-таки было бы нечестно скрывать, что лично меня «Искатели» не поразили, как некоторые другие работы Джона, прежде всего (если ограничиться вестернами) неувядаемый «Дилижанс» /1939/ и «Человек, который застрелил Либерти Вэланса» /1962/, подведший черту чуть ли не под всей мифологией, положенной в основу идеологии США как новообразованного государства. Отдавая должное крепкой, в ряде аспектов новаторской режиссуре, не могу не отметить те компромиссы (художественного, морального и в конечном итоге политического толка), на какие он пошёл – пошёл, по-видимому, вынужденно, не только находясь под прессингом объективных обстоятельств, но и ведя мучительную внутреннюю борьбу.

Искатели / The Searchers (1956): кадр из фильма
Осталась ли такой, как прежде?

С одной стороны каких-нибудь парой-тройкой лет раньше были бы немыслимы кадры, где Эдвардс стреляет в глаза погибшему индейцу, похороненному сородичами под валуном, чтобы тот – по поверьям своего народа – неприкаянно скитался «между ветрами». И когда Итан принимается в ярости палить по стаду бизонов, дабы создать окрестным племенам трудности с пропитанием зимой, это видится куда как прозрачным намёком на практиковавшийся вполне официально (и широко) подрыв кормовой базы туземного населения. Мало того, «естественный» для выходца из среды белых колонистов (к тому же, южанина, упрямо отказывающегося признавать поражение в гражданской войне с Севером) расизм доведён до крайности – до всепоглощающей, иррациональной ненависти к краснокожим, побуждающей мстить без устали и пощады. Поули, успевший ощутить на себе презрение брата своего благодетеля (из-за того, что является полукровкой), имел резон опасаться расправы грозного дяди над наивной племянницей, перевоспитанной похитителями – искренне считающей Шрама отцом. С такой оговоркой хеппи-энд, естественно, подавался как достижение – как свидетельство подавления (точнее, пока лишь попытка подавления) Америкой многовековых предрассудков. Эффект оказался тем более мощным, что Уэйн славился правыми (консервативными, с ярко выраженным антикоммунистическим оттенком) взглядами и поддержкой республиканцев.

Искатели / The Searchers (1956): кадр из фильма
Отправился на поиски

Вместе с тем – с другой стороны – не менее очевидны хитрости, позволившие Форду сгладить острые углы. В частности, в романе Ле Мэя и близко не наблюдалось такого обилия специфического юмора, предназначенного не столько для разрядки атмосферы (на манер Альфреда Хичкока), сколько для смягчения остроты обличительного пафоса. Даже романтическая линия с ожиданием Мартина красавицей Лори Йоргенсен приобрела неприкрыто водевильные черты! А уж Моуз Харпер и вовсе низведён до жалкого комического персонажа (так сказать, до типажа измельчавшего шута), призванного оттенять героический имидж ветерана, одержимого идеей возмездия… Но это-то ладно. Вслед за Аланом Джон и Фрэнк делали очень важные «оговорки», отчаянно доказывая, что у жестокой войны с коренным населением (по сути, у циничного, затянувшегося на десятилетия геноцида) наличествовали серьёзные причины. Коварство «кровожадных дикарей», нападавших на беззащитных поселенцев, умерщвлявших и похищавших детей, чинивших насилие над женщинами (многие из несчастных сходили с ума, что показано не очень убедительно), персонифицировано в образе Шрама, зла во плоти. О мотивах действий противников-автохтонов деликатно умалчивается – между прочим, в отличие от романа, где к Поули в конце концов приходит осознание нехитрой истины. Символично, что режиссёр, искренне стремившийся к реализму, набрал исполнителей из индейцев – но из числа шайеннов, а не команчей2. Понятно, почему голливудские деятели, негласно апеллируя к коллективной памяти нации, приложили столько усилий к демонизации именно этой племенной группы (наряду с апачами), оказывавшей приплывшим из Европы оккупантам особо упорное, длительное, притом весьма успешное, сопротивление. И в данном отношении «Искатели» послужили, приходится признать, укреплению легенды, к безоговорочному развенчанию которой выдающийся кинематографист приложит руку позже.

.

__________
1 – Джон Уэйн, увидев Белуа Арчулетту плачущей, распорядился приостановить съёмки на несколько дней, чтобы женщина слетала на свадьбу сына в Калифорнии.
2 – А вождя-садиста сыграл Генри Брэндон, характерный актёр немецкого происхождения.

Прим.: рецензия публикуется впервые



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+