Мост / Bron/Broen (2011-2018) (телесериал)

Мост / Bron/Broen (2011-2018) (телесериал): постер

Телесериал.

Другие названия: «Мост/Мост» (вариант перевода названия), «Мост – Поездка в смерть» / «Die Brücke – Transit in den Tod» (ФРГ), «Мост» / «The Bridge» (международное англоязычное название).

Швеция, Дания, ФРГ.

Продолжительность серии 60 минут.

Режиссёры Хенрик Георгссон (24 эпизода), Румле Хаммерих (10 эпизод), Шарлотта Силинг, Мортен Арнфред, Катрин Виндфельд (все – по 4 эпизода), Лиза Сиве (2 эпизода).

Авторы сценария Камилла Альгрен, Манс Марлинд, Ханс Розенфельдт, Николай Шерфиг, Бьёрн Стейн (все – по 38 эпизодов), Эрик Арнбом, Астрид Ойе (по 10 эпизодов), Торлейф Хоппе, Вероника Закко (по 8 эпизодов), Марен Луиза Кэне (2 эпизода), Мортен Драгстед (1 эпизод).

Композиторы Патрик Андрен, Уно Хельмерссон, Юхан Сёдерквист (все – 38 эпизодов).

Операторы Карл Сундберг (12 эпизодов), Ларс Райнхолдт (7 эпизодов), Ёрген Йоханссон, Олоф Джонсон (по 4 эпизода), Ари Виллей (2 эпизода).

Жанр: криминальный фильм, детектив, триллер

Краткое содержание
На Эресуннском мосту, соединяющем Мальмё и Копенгаген, обнаружен труп — аккурат на границе Швеции и Дании. Таким образом, приходится объединить усилия правоохранительным органам двух стран, которые представляют детективы Мартин Руде (Ким Бодниа, 20 эпизодов) и Сага Нурен (София Хелин, 38 эпизодов) соответственно. Расследование предстоит чрезвычайно сложное, поскольку блюстители закона столкнулись с далеко не ординарным убийцей.

Также в ролях: Рафаэль Петтерссон (Йон, 37 эпизодов), Сара Боберг (Лиллиан, 32 эпизода), Даг Мальмберг (Ханс, 30 эпизодов), Пук Шарбау (Метте, 19 эпизодов), Туре Линдхардт (Хенрик, 18 эпизодов), Ларс Симонсен (Йенс / Себастиан, 15 эпизодов), Габриэль Флорес Йайр (патологоанатом, 15 эпизодов), Хенрик Лундстрём (Расмус, 15 эпизодов), Мария Кулле (Линн, 13 эпизодов), Эмиль Бирк Хартманн (Аугуст), Анетта Линдрэк (Гри), Уильям Легу (Навид), Кристина Брэнден Витакер (Энн), все – по 10 эпизодов.

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.01.2020

Авторская оценка 8/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Мост / Bron/Broen (2011-2018) (телесериал): кадр из фильма
Начальство сурово

Феноменальная популярность этого телесериала, права на трансляцию которого купили в огромном количестве (от ста до двухсот, согласно данным из разных источников) стран, заставила говорить о феномене скандинавского телевидения почти с такой же увлечённостью, с какой прежде обсуждали, допустим, фильмы Ингмара Бергмана или манифест «Догма 95». Конечно, создатели «Моста» (точнее, «Моста/Моста», поскольку слово написано дважды, на разных, хотя и родственных, языках) вряд ли ставили перед собой революционные эстетические задачи. Более того, завязка с обнаружением трупа на границе (а отчасти, вероятно, и вся концепция) явно навеяна канадским боевиком «Плохой хороший полицейский» /2006/. Да и традиции местных детективов и триллеров, начиная с «Человека на крыше» /1976/ и вовсе не заканчивая «Ночным дежурством» /1994/, нашли блестящее развитие. Однако всё это ни в коей мере не умаляет заслуг режиссёров (самый весомый вклад внёс Хенрик Георгссон, на чьём счету – свыше половины эпизодов), сценаристов и, конечно же, отлично подобранных актёров и актрис.

Мост / Bron/Broen (2011-2018) (телесериал): кадр из фильма
Есть что сказать обществу?

На мой взгляд, лучшими (во многих отношениях – близкими к совершенству) оказались два первых сезона, когда Нурен работала на пару с Руде. Отказ Кима Бодниа1 продолжить сотрудничество после того, как его персонаж, не совладавший с желанием покарать бывшего соратника (виновника гибели сына) и приговорённый к длительному тюремному сроку, стал, по сути, второстепенным, немного ослабил действие драматургически. Хенрик выступает (особенно поначалу) всё-таки недостаточно сильной заменой Мартину, быстро нашедшему подход к коллеге, высоко ценившему её интеллектуальные и волевые качества – и помогавшему всякий раз, когда Сага нуждалась в дружеском совете или деликатном наставлении. Ханс Розенфельдт сознательно ограничился туманными намёками, оставив не разъяснённым до конца вопрос, есть ли у героини расстройство аутистического спектра (конечно, в лёгкой форме) – или причиной странного поведения служит психологическая травма, полученная в детстве. А быть может, произошло наложение одного на другое?.. Общение с престарелой матерью, заявившейся после долгих лет разлуки, чтобы жестоко отомстить «неблагодарной» дочери, резко усугубляет обстановку. Серьёзные препятствия приходится преодолевать и Руде, искренне старающемуся быть примерным семьянином, но, как всякий человек, дающему слабину – и горько сожалеющему о проступках, расплачивающемуся за прегрешения сполна. И уже не слишком удивляешься, узнав о трагедии Сабро, старающегося не терять последнюю надежду – не смиряющегося с мыслью, что никогда не увидит жену и двоих дочерей, считающихся пропавшими без вести…

Мост / Bron/Broen (2011-2018) (телесериал): кадр из фильма
Навстречу разгадке

Это, к слову, безотказный для детектива приём – вывести сыщика, вычисляющего и преследующего преступника, составной частью следствия (и даже потенциальной мишенью!). Получается не просто битва умов, но и негласное моральное противоборство, находящее у публики мощный эмоциональный отклик. В жизни зачастую возникают ситуации, которые тяжело и вообразить, а нередко – требуется принимать трудные решения, выбирая меньшее из нескольких зол. В данном отношении всё сделано безукоризненно. Вместе с тем у произведения есть другая, тоже значимая сторона, позволяющая не только насладиться закрученной интригой, сопереживая хорошим людям, но и воспринимать телесериал в качестве развёрнутого социального киноромана, анализирующего то устройство, что сложилось на севере Европы в XXI веке. Похвальная эффективность общих усилий полицейских из населённых пунктов, расположенных, если вдуматься, не так уж далеко друг от друга, недвусмысленно указывает на высокую степень интегрированности родственных обществ, которые со временем, быть может, станут единым государством (необязательно под эгидой ЕС). Сходства в менталитетах шведов и датчан, что называется, бросаются в глаза, а культурные различия кажутся непринципиальными и устранимыми. Однако обозначенный позитивный момент вовсе не затушёвывает сонма накопившихся социальных и политэкономических проблем, видящихся подчас неустранимыми («проклятыми»).

Мост / Bron/Broen (2011-2018) (телесериал): кадр из фильма
Есть над чем подумать

В данном отношении особенно показателен первый сезон, где неуловимый серийный убийца «оправдывает» свои акции стремлением привлечь внимание политиков и обывателей к болевым точкам страны – к положению бездомных, душевнобольных, мигрантов. И из того факта, что на поверку душегуб руководствовался личными мотивами (желанием отомстить давнему обидчику), вовсе не следует, что затронутые «неудобные» вопросы надуманны. Не менее честно и исчерпывающе обрисованы тонкости функционирования крупного бизнеса; описанный Карлом Марксом и его последователями механизм по-прежнему работает – со всеми сопутствующими издержками (эксплуатацией пролетариата, войной на уничтожение конкурентов, в том числе уничтожение физическое, коррупцией и т.д.). Вот так сюрприз для идеологов т.н. постиндустриализма! Богатые продолжают богатеть, бедные – беднеть, доля теневой экономики (допустим, оборота наркотиков) остаётся существенной. А что же рядовые жители двух конституционных монархий? Какими заботами поглощены, к чему стремятся, о чём мечтают, чего опасаются? Сага, много читающая и обладающая феноменальной памятью, мимоходом замечает, что последние результаты статистики опровергают прежние сведения об огромном количестве тех, кто считает себя счастливыми.

Мост / Bron/Broen (2011-2018) (телесериал): кадр из фильма
Размышления на мосту

Англоязычная песня Hollow Talk из дебютного студийного альбома группы Choir of Young Believers не соотносится с сюжетом напрямую, но замечательно передаёт превалирующее настроение. Остаётся лишь поражаться мастерству создателей, благодаря минимуму выразительных средств (тонко подмеченным чертам натуры, привычкам, бытовым деталям и т.д.) раскрывающих характеры действующих лиц, в том числе – возникающих на экране на крайне ограниченное время. Но даже в реалиях типично западного, «атомизированного» общества индивиды не остаются самодостаточными – наоборот, межличностные, семейные, внутригрупповые (допустим, в общине, где дочь Хенрика провела долгие годы) связи тесно переплетаются, образуя причудливый узор. Возможно, какие-то острые углы авторы сгладили (Хенрик упоминает, как болезненно реагируют власти на уголовные дела, где фигурируют выходцы из Азии и Африки), а ряд моментов, напротив, способен опровергнуть чересчур радикальные стереотипы, сложившиеся о Скандинавии. «Мост», как талантливое, глубокое произведение, воспринимается ценным источником информации о повседневности современных Швеции и Дании. Кроме того, появление римейков разного художественного уровня (с перенесением действия во США и Мексику, Великобританию и Францию, Германию и Австрию, Россию и Эстонию) свидетельствует об известной универсальности тех ситуаций, с какими по долгу службы столкнулись сотрудники полиции Копенгагена и Мальмё.

.

__________
1 – К слову, исполнившему одну из заметных ролей в упомянутой выше ленте Уле Борнедаля.

Прим.: рецензия публикуется впервые



 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+